Cодержание
«ЕСЛИ БЫ ВСЕ ЖИЛИ ТАК ПРОСТО, КАК ОНИ»
Федор Тютчев родился 5 декабря 1803 года в древнем дворянском роду в усадьбе Овстуг. С этим местом у поэта связаны самые приятные воспоминания о счастливом детстве. Его семья была дружна, зимой они часто ездили в Москву в собственный особняк, родители старались дать детям хорошее домашнее образование. Поэтому уже в 7 лет Тютчев начал изучать иностранные языки.
Федор Тютчев с детства был приучен к чтению, вникал в историю и искусство. В 11 лет он написал свое первое стихотворение, а в 12 переводил произведения Горация на русский язык. В 1816 году он стал вольнослушателем лекций в Московском университете, а в 14 лет мальчик поступил в университет. В этом же году он решил показать профессору Алексею Мерзлякову свои работы. Наставник был настолько впечатлен прочитанным, что решил прочесть оду «На новый 1816 год» на собрании Общества в феврале 1818 года. После этого события, Тютчева приняли в организацию, а его стихотворения начали появляться в «Трудах Общества российской словесности».
В 1821 году поэт окончил университет экстерном, взяв согласие у князя Голицына, и переехал в Петербург. В этом городе он нанялся служащим Государственной коллегии иностранных дел и был отправлен в Баварию по рекомендации своего родственника графа Остермана-Толстого. В королевстве он прожил более 20 лет и вернулся в Россию в 1844 году.ШАГИ В ЛИТЕРАТУРЕ
Несмотря на активную политическую жизнь, Тютчев никогда не бросал своего творчества. Он делал перерывы, но затем снова продолжал писать: «Ах, писание - страшное зло, оно как бы второе грехопадение бедного разума…». В то время его стихотворения еще не были известны, а карьера не была успешной.
В 1835 году Иван Гагарин, вернувшийся из дипломатической миссии, собрал рукописи приятеля и показал Василию Жуковскому и Петру Вяземскому. Они, в свою очередь, передали произведения Александру Сергеевичу Пушкину. Великий русский поэт напечатал их в журнале «Современник» в 1936 году под заголовком «Стихотворения, присланные из Германии». Тем не менее критики не отреагировали на них, и Тютчев в то время не стал известней.
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ
С 1860 года Тютчев начал часто и подолгу болеть. В то же время поэт пережил ряд потерь: умерла его жена, два младших ребенка и мать. Несмотря на постоянные болезни, он пытался сохранить темп своей работы и не хотел сдаваться – даже не бросал службу, чтобы, по рекомендациям врачей, «пожить в спокойствии». Федор Тютчев умер от мучительной болезни в Царском селе 27 июня 1873 года.
«ИСТИННЫЙ ПОЭТИЧЕСКИЙ ТАЛАНТ»
Афанасий Афанасьевич Фет родился 6 декабря 1820 года в деревне Новоселки. С самого детства его лишили потомственного дворянства. Причиной этому стал незаконный брак Шарлоты Фет, его матери, и Афанасия Шеншина, его отца. По этой же причине юноша стал носить фамилию бывшего мужа своей родительницы – Иоганна Фета.
Также, как и Тютчев, он получал образование дома. Самой главной страстью мальчика было общение с простым народом, изучение крестьянского уклада и сельского быта. В будущем именно это повлияло на его творчество.
В 14 лет он отправился в школу-пансионат Крюммера в городе Выра. Там он пристрастился к литературе, горячо полюбив стихотворения Александра Сергеевича Пушкина. В 1838 году будущий поэт поступил на юридический факультет Московского университета, затем перевелся на историко-филологический. Именно там он начал писать стихи, заинтересовавшие одногруппников. Увидев их одобрение, юноша решил показать произведения профессору Погодину, который передал их Николаю Васильевичу Гоголю. «Гоголь сказал, это несомненное дарование», - прозвучало однажды от профессора.
В 1840 году был опубликован первый сборник стихов Фета - «Лирический пантеон» - под инициалами «А.Ф.». Его высоко оценили критики.
Спустя год стихи молодого Афанасия Афанасьевича регулярно печатались в журнале «Москвитянин», а затем и в «Отечественных записках». В 1850 году вышел второй сборник, который снова взволновал общественность. Стихи Фета хвалили в крупнейших журналах.
В 1854 году, будучи уже известным, поэт вошел в литературный круг журнала «Современник». Тогда он и познакомился с Николаем Некрасовым, Иваном Гончаровым, Иваном Тургеневым, Василием Боткиным и Александром Дружининым. Стихи Фета стали печататься и в «Современнике».
ЗА ВОЗВРАЩЕНИЕМ ЗАКОННОГО ТИТУЛА
Фет желал вернуть дворянский титул, поэтому еще в молодости поступил на военную службу, стремясь к офицерскому чину. В 1845 его повысили до унтер-офицера, через год – до корнета. Женившись на богатой наследнице купеческого рода Боткиных, Марии, он вышел в отставку, не добившись дворянства. В имении Степановка, которое они купили в Мценском уезде, автор вел активную работу и полностью посвящал себя домашнему хозяйству. За несколько лет он превратил имение в достойную усадьбу до такой степени, что даже его яблочную пастилу доставляли прямиком в императорский дворец.
В 1863 году поэт выпустил новый сборник стихотворений. Многие критики обвинили Фета в том, что он скрывается под маской поэта-лирика, являясь помещиком.
Только в 1867 году, став мировым судьей, Фет смог вернуть свой дворянский титул и отныне носить фамилию Шеншин. Тем не менее все произведения он подписывал старой фамилией. На помещика легло очень много новых забот, поэтому работу над некоторыми произведениями пришлось приостановить. Во многом на это повлияли и возмущенные отзывы критиков. Лишь в 1883 году, спустя 20 лет перерыва, автор, смирившись, выпустил книгу «Вечерние огни».ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ
Все же Фет смог получить общественное признание и стать одним из важнейших поэтов русской литературы. За перевод Горация, Афанасий Афанасьевич стал первым лауреатом полной Пушкинской премии. В 1888 году император Александр III присвоил ему придворное звание камергера.
3 декабря 1892 года Фет предпринял попытку самоубийства. Она не увенчалась успехом, но вызвала сердечный приступ, от которого поэт и скончался.
«ПЕВЕЦ ПРИРОДЫ»
Одной из ведущих тем стихов Тютчева было изображение человека и природы. В его представлении мир – это единое целое в постоянном изменении. Его природа разнообразна. Особое внимание в стихотворениях поэт уделяет течению жизни, напрямую связанным с явлениями природы.
Природа словно связывает человека с божественностью. Автор уделяет внимание горам, космосу и небу, надеется понять суть жизни, увлекая за собой читателя. «…а там, в торжественном покое, разоблаченная с утра, сияет белая гора, как откровенье неземное». Небо представляется символом невинности и правды: «…звезды чистые горели, отвечая смертным взглядам непорочными лучами».
Особенно поэта вдохновляет тема ночи, наполненная философией. Она словно помогает Тютчеву проникнуть в тайну человечества. Именно ночные пейзажи обладают особенной красотой, таинственностью и содержат в себе истину. Становится понятно, что все это непостижимо для самого человека. В ночи он находит свое вдохновение и пытается донести до читателя необходимость духовного единения и гармоничного сосуществования с природой.
Помимо философии автор передает через описание природы свои переживания. Он словно тонко чувствует ее, описывая самые глубокие смыслы своим видением пейзажей. Его беспокоит отдаленность человека от своего божественного начала, он старается привести сравнение человека с вечностью.
В своих стихотворениях поэт также пытался понять себя, смысл человеческого существования и тайну природы. Его поэзия, связанная с пейзажными зарисовками, остается одной из самых глубинных в русской литературе.
«ЧИСТОЕ ИСКУССТВО»
Фет, как и Тютчев, тонко чувствовал природу. В его произведениях заключено множество деталей. «Сядем здесь, у этой ивы, / Что за чудные извивы / На коре вокруг дупла!». Не только красивое изображение природы, но и четкая картина, вырисовывающаяся перед читателем, поражала современников. Природа также многогранна и разнообразна, находится в постоянном движении.
Многие пейзажи в произведениях поэта олицетворяют тесную связь человека с природой, а также раскрывают любовные переживания самого автора стихов. Фет раскрывает эмоции лирического героя через изображение пейзажей. Этим он славит красоту не только природы, но и души.
Особенно в лирике Фета выделяется пристальное внимание к образности и деталям. Так раскрывается и особое звучание авторского слога:Однако стоит заметить, что в своих произведениях поэт придерживался теории «чистого искусства». Согласно ее нормам, литература должна давать эстетическое наслаждение, но ни в коем случае не должна задевать социальных проблем. Именно поэтому поэзия Фета отличается восхищением природой, глубокими размышлениями и особенной чувственностью.
Оба этих поэта оставили глубокий след на русской литературе. Хотя со времени их смерти прошло много лет, но их произведения остаются актуальными до сих пор.