COVID-19 внес перемены в образовательный процесс во всем мире. В 2020 учебные заведения были вынуждены перевести студентов на дистанционный формат — практически два года учащиеся занимались удаленно. Формат прочно укоренился в образовательной среде, и теперь многие вузы открывают собственные онлайн-программы.
Например, НИУ ВШЭ в 2021 открыл набор на удаленные программы бакалавриата и магистратуры, а на следующий год увеличил количество направлений в два раза. Но такой, казалось бы, практичный способ получить диплом подошел далеко не всем. Почему? Об этом мы поговорили со старшим преподавателем кафедры психологии личности СПбГУ Мариной Салитовой.
С УДАЛЕНКИ ХОТЯТ БЕЖАТЬ
ТРЕВОЖНОСТЬ
Дистанционное обучение, по словам специалиста, оказало негативное влияние на ментальное здоровье студентов. Одной из причин является отсутствие личного контакта между преподавателями и студентами. Общение педагога и ученика в одном пространстве помогает передать профессиональные навыки и раскрыть потенциал учащегося.
В этом плане очный формат имеет ряд преимуществ: можно задавать уточняющие вопросы, получить опыт из уст в уста, учебное время не тратится на подключение к конференции.
А вот в онлайне вытекают подводные камни — самостоятельная организация учебного процесса и соблюдение расписания без постоянного контроля может быть сложным для студентов и вызывать у них тревогу.
ОДИНОЧЕСТВО
Отсутствие личного контакта с преподавателями и однокурсниками приводят к тому, что студенты почувствуют себя изолированными и отрезанными от университетской жизни. По опыту прошлых лет, говорит эксперт, тяжелее всего адаптация в обучении удаленно пришлась студентам 1-2 курсов, которые не смогли погрузиться во внеучебные мероприятия — отсутствие активной студенческой жизни препятствовало новым знакомствам и полной социализации.
АСОЦИАЛЬНОСТЬ
В панике люди часто ставят себе диагнозы на основе общих симптомов по статьям в Яндекс.Дзене. Плохое настроение на протяжении двух дней - значит депрессия, избегаю живых встреч и тяжело знакомиться с одногруппниками - неужели асоциальность?
Марина Салитова объясняет, что прямых исследований о возникновении асоциальности у студентов от длительного онлайн-обучения нет. Однако вынужденный длительный дистанционный формат может повышать тревожность, усиливать переживание изоляции и апатии.
Это видно и по опросу: студент 1 курса жаловался на боязнь выходить в социум, ему было тяжело ходить в магазин за покупками, так как онлайн-доставки полностью посадили человека дома, где он проводил большую часть времени. Другой студент 3 курса, несмотря на наличие друзей в городе, столкнулся с проблемой коммуникации — изоляция настолько поглотила, что обычный выход из дома сопровождался переживаниями, учащением пульса и заиканием.
Любые непредвиденные, травмирующие ситуации обостряют у человека его индивидуальные особенности. Например, у иногородней студентки 1 курса прогрессировала социофобия за время изоляции — любой физический контакт с людьми вызывал у нее страх: ей даже было страшно ездить одной в центр без друзей.
ЛЕНЬ
Лень у студентов может возникать по разным причинам. Так, отсутствие физического присутствия в аудиториях снижает мотивацию к учебе. Нет необходимости каждый день тратить время на сборы, дорогу, поэтому студенты теряют дисциплину и регулярность в учебном процессе.
Кроме того, удаленное обучение требует большей самодисциплины от студентов, что не подходит всем учащимся. Проблема организации времени, отсутствие четкого расписания и контроля со стороны преподавателей приводит к развитию прокрастинации — студенты откладывают выполнение учебных заданий на поздний срок, дедлайны горят, а ты не можешь заставить себя выполнить все задания.
КАК ВСЕ-ТАКИ УЧИТЬСЯ?
Дистанционный формат может быть оптимальным для тех, кто хочет получить дополнительное высшее образование. Однако, выпускникам школ очное обучение является более предпочтительным вариантом.
Почему? Давайте рассмотрим.
Когда вы учитесь в университете, вы не только получаете знания, но и развиваете социальные навыки и расширяете круг общения. Как биосоциальное существо, человек нуждается в живом общении, чтобы его ментальное состояние было стабильным и здоровым. Частые прогулки, новые хобби и общение с людьми — все это помогает поддерживать здоровую психику.
К сожалению, полный переход на дистанционный формат обучения может привести к отсутствию социальной студенческой жизни и ухудшению психологического состояния студентов. Частичный гибридный режим — это отличное решение для тех, кто не может посещать занятия. Такой формат позволит студентам слушать лекции удаленно и не пропускать занятия.