Пять углов



Спецпроекты
Развлечения
Лайфхаки
Студентам
Культура
Психология
ВОПРОС-ОТВЕТ
Колонка редактора
Наши опросы
Вопрос в редакцию
На практику — в ПУ!
О нас
Контакты
Архив номеров
МЕНЮ
Журнал старшекласcников
|
Читайте нас Вконтакте Читать

отношениярусский языкКаталог вузовподготовка к ЕГЭолимпиадавопрос-ответТеатрНа практику — в ПУ!советы психологафестивальлицензияновости кинонеделиМГУискусствосоветыНовостиЕГЭ-2024СочинениешколаолимпиадыОГЭЕГЭ-2022лайфхакиНовый годитоговое сочинениена практику — в ПУ!Книжная полка ПУДевятиклассникамкинорейтинг вузовисторияхоббиПсихологияподготовка к экзаменамКаталог профессийанглийский языкСпецпроектывузыэкзаменыЧто почитатьУчителькак прошли ЕГЭ-2018Лучшее на Стенекаталог сочиненийкарантинволонтерствокиносуббота с ПУЕГЭ 2018Ваши историиобразованиеличный опытпрофессииспортпрофориентацияПоступление 2024лайфхакисаморазвитиеКак сдать ЕГЭВУЗмузыкакуда поступатьжурфакСПбГУинтервьюинтересные фактыприемная кампания 2024КонцертувлеченияпутешествиялитературастудентамЕГЭ 2024рейтингкнигиработаМинистерство образованияисследованиеВостребованныечто посмотреть75 лет ПобедыразвлеченияопросродителиКем бытьрецензияподготовка к ОГЭкультураподросткиКуда сходитьжурналистикаРособрнадзорпоступление
ТОП авторов
Татьяна Герасименко

Опубликовано статей: 23

Ольга Чибиряк

Опубликовано статей: 28

Полина Батракова

Опубликовано статей: 10

Матвей Невьянцев

Опубликовано статей: 9

Мария Горяинова

Опубликовано статей: 6

Пять углов

Онлайн-университет vs ментальное здоровье

11 мин.

Разбираемся, какие существенные минусы есть у дистанционного образования

Пять углов | 01.02.2024
Просмотры
704

COVID-19 внес перемены в образовательный процесс во всем мире. В 2020 учебные заведения были вынуждены перевести студентов на дистанционный формат — практически два года учащиеся занимались удаленно. Формат прочно укоренился в образовательной среде, и теперь многие вузы открывают собственные онлайн-программы.

Например, НИУ ВШЭ в 2021 открыл набор на удаленные программы бакалавриата и магистратуры, а на следующий год увеличил количество направлений в два раза. Но такой, казалось бы, практичный способ получить диплом подошел далеко не всем. Почему? Об этом мы поговорили со старшим преподавателем кафедры психологии личности СПбГУ Мариной Салитовой. 

С УДАЛЕНКИ ХОТЯТ БЕЖАТЬ


В 2023 году мы провели исследование среди студентов бакалавриата ВШЖиМК СПбГУ и оказалось, что значительная часть студентов переход на удаленку не оценило. 44% студентов пожелали обучаться дистанционно и дальше, а вот 46% опрошенных пожелали перейти на гибридный формат (очно - практика, лекции - онлайн). Причем дело было не столько в сложности материала, сколько в том, как они чувствовали себя морально: кому-то не хватало друзей, кто-то не мог сесть за учебу, а кому-то, как оказалось, удобнее общаться с преподавателями в аудитории. 
1706802331.png
Причем до введения "удаленки" многие из них мечтали оставаться почаще дома и выполнять задания именно так. Очевидно, что об этих трудностях не задумываются и большинство школьников, которые хотели бы получить диплом именно онлайн. Что это за сложности? Обо всем по порядку. 

ТРЕВОЖНОСТЬ


Дистанционное обучение, по словам специалиста, оказало негативное влияние на ментальное здоровье студентов. Одной из причин является отсутствие личного контакта между преподавателями и студентами. Общение педагога и ученика в одном пространстве помогает передать профессиональные навыки и раскрыть потенциал учащегося. 

В этом плане очный формат имеет ряд преимуществ: можно задавать уточняющие вопросы, получить опыт из уст в уста, учебное время не тратится на подключение к конференции. 

А вот в онлайне вытекают подводные камни — самостоятельная организация учебного процесса и соблюдение расписания без постоянного контроля может быть сложным для студентов и вызывать у них тревогу. 

Например, в опросе студент поделился, что у него выросла нагрузка на количество заданий, из-за чего он часто ощущал нехватку времени на их выполнение. Он дольше разбирался в материале, часто отвлекался на внешние факторы (мессенджеры, соцсети). Было тяжело сфокусироваться на одном задании, терялась внимательность. Все это, конечно, приводит к стрессу и тревожным ощущениям. 
1706802332.png

ОДИНОЧЕСТВО


Отсутствие личного контакта с преподавателями и однокурсниками приводят к тому, что студенты почувствуют себя изолированными и отрезанными от университетской жизни. По опыту прошлых лет, говорит эксперт, тяжелее всего адаптация в обучении удаленно пришлась студентам 1-2 курсов, которые не смогли погрузиться во внеучебные мероприятия — отсутствие активной студенческой жизни препятствовало новым знакомствам и полной социализации.  

1706802333.png
Одиночество особенно остро ощущали иногородние студенты, которые приехали учиться в новый город без друзей и семьи. Например, тоску по дому и «живому общению» ощутила Аня Кулакова: 
Так получилось, что большую часть первого курса я провела на удаленке, выезжая из общежития на пары только один раз в неделю. Отношения с одногруппницами тогда не очень получалось выстраивать, и все общение выстраивалось вокруг друзей из моего родного города. Конечно, они и моя семья старались очень сильно поддерживать меня, но выстраивать самостоятельную жизнь без знакомых на новом месте было сложно и крайне одиноко. Я две недели не выходила из комнаты и жила в полном одиночестве. По происшествии этих двух недель изоляции, пройтись до магазина и увидеть людей не из окна было настоящим счастьем
Анна Кулакова, студентка 3 курса
Причем подобные проблемы были не только у Ани. Другие студенты тоже делились, что им тяжело давалось общение с людьми:

АСОЦИАЛЬНОСТЬ


В панике люди часто ставят себе диагнозы на основе общих симптомов по статьям в Яндекс.Дзене. Плохое настроение на протяжении двух дней - значит депрессия, избегаю живых встреч и тяжело знакомиться с одногруппниками -  неужели асоциальность? 

Марина Салитова объясняет, что прямых исследований о возникновении асоциальности у студентов от длительного онлайн-обучения нет. Однако вынужденный длительный дистанционный формат может повышать тревожность, усиливать переживание изоляции и апатии. 

Это видно и по опросу: студент 1 курса жаловался на боязнь выходить в социум, ему было тяжело ходить в магазин за покупками, так как онлайн-доставки полностью посадили человека дома, где он проводил большую часть времени. Другой студент 3 курса, несмотря на наличие друзей в городе, столкнулся с проблемой коммуникации — изоляция настолько поглотила, что обычный выход из дома сопровождался переживаниями, учащением пульса и заиканием. 

Любые непредвиденные, травмирующие ситуации обостряют у человека его индивидуальные особенности. Например, у иногородней студентки 1 курса  прогрессировала социофобия за время изоляции — любой физический контакт с людьми  вызывал у нее страх: ей даже было страшно ездить одной в центр без друзей.

1706802339.png

ЛЕНЬ


Лень у студентов может возникать по разным причинам. Так, отсутствие физического присутствия в аудиториях снижает мотивацию к учебе. Нет  необходимости каждый день тратить время на сборы, дорогу, поэтому студенты теряют дисциплину и регулярность в учебном процессе. 

Кроме того, удаленное обучение требует большей самодисциплины от студентов, что не подходит всем учащимся. Проблема организации времени, отсутствие четкого расписания и контроля со стороны преподавателей приводит к развитию прокрастинации —  студенты  откладывают выполнение  учебных заданий на поздний срок, дедлайны горят, а ты не можешь заставить себя выполнить все задания. 

Опытом дистанционного обучения в вузе поделилась бывшая студентка Московского Международного университета Елизавета Жалецкая. Она отметила, что не могла прямо связаться с преподавателями и одногруппниками, объем знаний давали маленький, к тому же об активной учебной жизни не могло быть и речи, ведь девушка обучалась онлайн — 4 года виртуальной учебы показались пустой тратой времени, и Елизавета отчислилась. 
Я не познакомилась ни с кем из однокурсников, ведь большую часть группы составляли взрослые люди, пришедшие за вторым либо третьим дипломом. Для них онлайн-обучение — это удобный вариант, потому что учебу можно совмещать с работой
Елизавета Жалецкая
Во время обучения у Лизы появилась апатия, не хватало сил на хобби и прочие развлечения, она перестала общаться с друзьями и выходить из дома, круг общения сузился, она постепенно стала уходить в себя. Девушка поняла, что онлайн-университет не ее вариант, после выпуска школы хочется новых знакомств, занятий в аудиториях, как в старых и добрых подростковых фильмах.

Благодаря сеансам с психологом, девушка справилась с тревожными мыслями и апатией. Елизавета спустя год поступила на туризм в CIU (Кипрский университет) и учится очно. 

КАК ВСЕ-ТАКИ УЧИТЬСЯ?


Дистанционный формат может быть оптимальным для тех, кто хочет получить дополнительное высшее образование. Однако, выпускникам школ очное обучение является более предпочтительным вариантом. 

Почему? Давайте рассмотрим.

Когда вы учитесь в университете, вы не только получаете знания, но и развиваете социальные навыки и расширяете круг общения. Как биосоциальное существо, человек нуждается в живом общении, чтобы его ментальное состояние было стабильным и здоровым. Частые прогулки, новые хобби и общение с людьми — все это помогает поддерживать здоровую психику. 

К сожалению, полный переход на дистанционный формат обучения может привести к отсутствию социальной студенческой жизни и ухудшению психологического состояния студентов. Частичный гибридный режим — это отличное решение для тех, кто не может посещать занятия. Такой формат позволит студентам слушать лекции удаленно и не пропускать занятия. 


Разбираемся, какие существенные минусы есть у дистанционного образования


Комментировать

Новые материалы

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Яндекс.Метрика
ООО «Пять углов» Контакты:
Адрес: 9-я Советская, д.4-6 191015 Санкт-Петербург
Телефон:8 (812) 274-35-25, Электронная почта: mail@5uglov.ru