Cодержание
На эти вопросы постановка Музыкального театра имени Шаляпина не ответит. Здесь почти неизвестная часть жизни блистательного повесы – еще совсем юного и пылкого. Того Казановы, в жизнь которого любовь врывается словно лунный луч в темную комнату.
Та самая настоящая любовь, которую будущий ловелас с нежностью зовет «Мой атласный ангел». Это история о настоящей и пылкой – словно алой – любви по мотивам пьесы Марины Цветаевой «Приключение».
Эта постановка ответ на вопрос: «Может ли по-настоящему полюбить сердцеед и повеса?».
Личность, окутанная сотней сплетен и мифов
Жизнь Казановы окутаны тайной: спустя почти пятьсот лет мы навряд ли узнаем, что было правдой, а что романтической выдумкой эпохи. Но в его жизни действительно была та настоящая любовь – Анри-Генриэтта – девушка, чье происхождение, прошлое и сама личность также окутаны тайной.
В этой постановке единственная – истинная – возлюбленная Джакомо получает биографию. Превращается в Марию-Генриетту Французскую – супругу английского короля Карла I.
Конечно, в действительности подобного не было. И в пьесе биография прекрасной Генриетты не раскрыта – но эта линия в постановке лишь дополняет сюжет той необходимой драматичностью. Одним словом – отдает дань эпохи. Романтичной и при том жестокой, когда власть и долг стояли выше любви.
Венецианский карнавал – Карнавал любви, интриг и жизни
Постановка – одна большая метафора, которую хочется разгадать. Сотни символов сплетаются воедино, словно кусочки пазла – оригинальная пьеса в этом значительно проигрывает.
Ей не хватает глубины – и чувств, и самого сюжета. Здесь же атмосфера Венеции и любви передана и в ритмичных музыкальных темах лютни и клавесина, лаконичных, но величественных декорациях дворцов и карнавалов и полных нежности партиях главных героев.
Как мы понимаем, что чувства к Генриэтте – это та самая настоящая любовь? Перед Джакомо она появляется в воздушном белом платье – как то самое светлое чувство на фоне прочих пестрящих нарядов легкомысленных и влюбчивых девиц.
Как мы понимаем, что эта любовь яркая и наполненная, но у нее не будет счастливого конца? Алый фон, который преследует зрителя всю постановку – цвет любви и страсти, но в то же время опасности и боли – словно затухает к последним сценам, но все еще мелькает на горизонте либо прогладывается за тяжелым занавесом.
Как чувства
самого Казановы, который после влюблялся сотни раз, но больше не любил ни разу.
И, наконец, как мы понимаем, что это та самая эпоха, та самая Венеция, без которых сложно представить того самого Казанову? Это бесконечный Карнавал, яркие наряды и причудливые маски, за которыми можно спрятаться, это трагедия на фоне смеха, это мелодии, которые будорожат кровь лучше вина.
Конечно, здесь нет аутентичности до последней пуговицы или ноты, но этого и не нужно. Все ясно с первого взгляда и первого звука.«Простое приключенье» или вечная на сердце рана?
Это не история о счастливой любви, которая рушит преграды и способна победить все. Эта история о любви, которая переворачивает жизнь, меняет, оставляет неизгладимый след. Ведь даже спустя 20 лет, одно лишь имя – Генриэтта – будоражит внутри Джакомо прежние чувства. Которые утихли, но не погасли в душе.
Поначалу на постановку идешь даже с некоторым скептицизмом: «Разве возможно показать, как человек, чье имя стало нарицательным для слов «соблазнитель» и «сердцеед», любит – искреннее и по-настоящему?». Но после понимаешь, что да – может. Тысячу раз может.
Скептицизм полностью растворяется в последней сцене, когда образ Генриетты уже не воздушный и белоснежный, а темный и мрачный. Она словно призрак, скрытый саваном. И дотянуться до нее Джакомо больше не может: она навсегда осталась прошлом.
Есть только надпись, нацарапанная алмазом на стекле: «Забудешь и Генриэтту!»