Пять углов



Спецпроекты
Развлечения
Лайфхаки
Студентам
Культура
Психология
ВОПРОС-ОТВЕТ
Колонка редактора
Наши опросы
Вопрос в редакцию
На практику — в ПУ!
О нас
Контакты
Архив номеров
МЕНЮ
Журнал старшекласcников
|
Читайте нас Вконтакте Читать

родителипрофориентацияхоббиэкзаменыПоступление 2024школаподросткилитературакарантинПсихологиясоветы психологалицензияКаталог профессийспортКуда сходитьанглийский языкКнижная полка ПУолимпиадыКак сдать ЕГЭЕГЭ 2024что посмотретьСпецпроектырецензиякиносуббота с ПУкультуракнигиЧто почитатьжурналистикаопросфестивальЕГЭ 2018лайфхакиКаталог вузовприемная кампания 2024интересные фактыКем бытьна практику — в ПУ!75 лет Победыкуда поступатьстудентамМинистерство образованияЛучшее на Стенеитоговое сочинениеДевятиклассникамНа практику — в ПУ!профессииУчительНовый годЕГЭ-2024новости кинонеделиискусствоисторияжурфакСочинениеолимпиадаВостребованныеТеатротношениякак прошли ЕГЭ-2018ВУЗвопрос-ответвузыработарусский языксоветыволонтерствокинокаталог сочиненийКонцертОГЭличный опытЕГЭ-2022НовостиРособрнадзормузыкаподготовка к экзаменамразвлеченияисследованиеувлеченияпоступлениеВаши историиподготовка к ОГЭпутешествиярейтингобразованиеМГУрейтинг вузовсаморазвитиеСПбГУподготовка к ЕГЭинтервьюлайфхаки
ТОП авторов
Татьяна Герасименко

Опубликовано статей: 23

Ольга Чибиряк

Опубликовано статей: 28

Полина Батракова

Опубликовано статей: 10

Матвей Невьянцев

Опубликовано статей: 9

Мария Горяинова

Опубликовано статей: 6

Пять углов

Образование 4.0: что такое цифровой кампус и почему за ним - будущее высшего образования в России

9 минут

О новой технологии в высшем образовании узнали у директора центра бизес-образования и аналитики Центрального университета Ильи Иванинского

Сегодня на Всемирном фестивале молодежи общая тема дня - "мир возможностей для каждого": на площадках много рассказывают о построении карьеры, проектах для студентов, помогают выбирать, куда пойти дальше. И практически обо всех из них мы вам уже рассказывали по несколько раз. Но одно выступление показалось нам действительно интересным - посвящено оно было высшему образованию, а точнее - той его форме, которой раньше мы не встречали. Поэтому мы решили пообщаться со спикером подольше и узнать, почему за так называемыми "цифровыми кампусами" стоит будущее университетов.

ОБРАЗОВАНИЕ В КРИЗИСЕ: НУЖНЫ РЕШЕНИЯ


Начнем с того, что в последнее время образование в общем находится не в лучшем своем состоянии: еще в 2022 году в отчете Educause говорилось, что интерес людей к высшему образованию падает, в этом направлении становится сложнее сотрудничать между странами, а рынок развивается быстрее, чем меняются программы. И для того, чтобы как-то "спасти" вузы, их руководители начали искать различные решения: открывать новые направления, пробовать уникальные форматы. Тогда появились полноценные платформы, на которых преподавали университетские лекторы, начали вводиться программы онлайн-бакалавриата, а основные программы частично трансформировать в гибридные, где бы совмещались онлайн и офлайн-формат.

Правда, все эти нововведения не сильно помогли: молодые люди по-прежнему не рвутся вузы, а вместо них предпочитают колледжи и курсы в онлайне. Какой тогда остается выход? Илья Иванинский видит его в так называемых цифровых кампусах.  
1709550722.png

ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ: ПОЧЕМУ ДЛЯ УЧЕБЫ ЭТОТ ВАРИАНТ АПРИОРИ ПРОВАЛЬНЫЙ?


После пандемии практически все сферы нашей жизни, которые могли себе это позволить, начали переходить в онлайн. Люди поняли, что это гораздо удобнее: они не ограничены часовыми поясами, временными рамками работы или учебы, местом, в котором они находятся. Заниматься карьерой или образованием стало возможно буквально не выходя из дома и даже своей кровати. И понятно, почему это так хорошо воспринимается обществом: так людям просто-напросто спокойнее.

Но такой удобный и комфортный для работы формат, совсем не подходит для образования. Почему? 

Мы сами блокируем свой мозг от информации

Дело в том, что 2/3 студентов, несмотря на много положительных отзывов об онлайне, предпочитают face2face-коммуникацию (т.е. взаимодействие лично, с глазу на глаз). Более того: именно благодаря такому формату мы вообще получаем возможность узнать новую информацию. И это легко можно объяснить: при личной коммуникации мы чаще всего не выбираем, с кем общаться, а с кем нет. 

Простой пример: нам не нравится один преподаватель. Скажем, он слишком скучно читает лекции, а от количества теории на его занятиях уснуть можно. Что мы будем делать, если занятие будет в zoom? Скорее всего, выключим камеру, микрофон и пойдем заниматься своими делами: приберем квартиру, выпьем кофе, сходим в душ. При этом совершенно неважно, насколько полезные для будущей профессии сведения нам будут давать - мы все равно пропустим это мимо ушей.

Мы исключаем случайные взаимодействия

Примерно по тому же принципу, как с парой мы исключаем случайные взаимодействия. А значит, что мы полностью перестаем развиваться вне своей специальности. А значит автоматически начинаем проигрывать специалисту, который учился очно и в течение своей учебы мог пообщаться с людьми с других направлений. Почему мы начинаем проигрывать? Здесь все просто: уже доказано, что успешные идеи чаще всего рождаются из случайных взаимодействий.

В этом плане очень показателен опыт компании Bell labs, в которой офис построили таким образом, чтобы работники из самых разных сфер все время сталкивались друг с другом: инженеры с физиками, физики с математиками и так далее. И у этого был свой результат: в компании сделали множество открытий - от транзисторов и первых лазеров до языка программирования Си.
1709636113.png
А теперь вернемся к онлайн-обучению. В zoom или на любой другой программе для онлайн-образования вы едва ли случайно наткнетесь на того человека. которого вы не желаете найти. Скорее всего, вы даже не задумаетесь о его существовании и о том, чем он может быть вам полезен. Тем самым мы самостоятельно лишаем себя новых знаний и возможностей.

Онлайн гораздо сложнее понимать информацию

Ну, и наконец, самое простое - онлайн нашему мозгу гораздо сложнее понимать информацию. Даже при том, что мы имеем возможность пересмотреть лекции, остановиться на сложных вещах, загуглить все, что непонятно, в интернете, наш мозг пока что не готов к тому, чтобы воспринимать информацию онлайн: нам приходится тратить больше сил на то, чтобы сконцентрироваться, а из-за этого информация усваивается в разы сложнее.

КАК РАБОТАЮТ ЦИФРОВЫЕ КАМПУСЫ?


Но все, что мы сказали выше, вовсе не значит, что онлайн-образование - это плохо, и из программы его срочно нужно убирать. Скорее его можно усовершенствовать, добавив к привычным онлайн-курсам и классические оффлайновые занятия и практикумы.
1709636114.png
По такому принципу и работают цифровые кампусы. По своей сути это гибридное образование, которое работает в несколько непривычном для него формате: студенты не слушают одни и те же лекции в двух форматах, большинство из них занимаются, как и все другие молодые люди, в аудиториях. Они ходят на лекции и семинары, практикуются в различных компаниях. Но кроме этого у них есть дополнительная онлайн-среда, в которой есть несколько курсов, которые могут быть вообще не связаны с основной специализацией студентов, но при этом хорошо её дополняют.

Почему это полезно? Да потому что это дает больше возможностей для школьников, студентов и выпускников вузов. У них появляется возможность лучше понять себя и заранее получить навыки на случай, если в будущим им захочется сменить работу.

А это для современного молодого человека действительно необходимая возможность. Мы начинаем выбирать профессию еще с 7 лет, и, конечно, она едва ли будет совпадать с той, что мы получаем сейчас или в которой мы захотим работать еще через 20 или 40 лет. Поэтому у учеников и студентов появляется острая необходимость учиться всегда.
1709636115.png
И обычный бакалавриат никогда не сможет удовлетворить потребности такого студента. Чтобы им получать какие-то новые профессии, им придется потратить на это больше 30-40 лет. После такого, конечно, ни одна работа будет уже не нужна. В этом плане цифровые кампусы - идеальный вариант: в них могут преподавать работники разных предприятий, могут - преподаватели других вузов. Для этого даже университеты могут объединяться межу друг с другом, чтобы создать онлайн-платформу для обучения, которой каждый вуз потом начнет дополнять свои базовые программы бакалавриата, специалитета и магистратуры.

ВОЗМОЖНОСТЬ УЧИТЬСЯ ДО ШКОЛЫ: ЧЕМ ЦИФРОВЫЕ КАМПУСЫ ПОМОГУТ ШКОЛЬНИКАМ?


Вернемся к примеру Ильи с девочкой, которая в свои 16 с лишним лет уже накопила приличное резюме. Все это станет более возможно, если цифровые кампусы появятся в каждом вузе. Тогда школьники смогут еще до поступления попробовать себя в разных профессиях, познакомиться с вузом и поступить, во-первых, с полным осознанием того, кем он хочет стать сейчас, а во-вторых, с уже определенными профессиональными навыками и софт-скиллами.

Например, в Центральном университете, где преподает Илья, это обычная практика: помимо обычного поступления по олимпиадам и результатам ЕГЭ, школьники могут попасть в университет и через конкурс. Для этого нужно решить не самый сложный тест по математике и пройти собеседование. Лучшим ученикам в вузе организуют стажировку  у партнеров. Например, самому Илье сейчас в решении некоторых бизнес-задач помогает именно школьник.

ПОЛУЧИТСЯ ЛИ ВНЕДРИТЬ ТАКИЕ КАМПУСЫ ВО ВСЕХ ВУЗАХ?


Сейчас в России цифровых кампусов не так много - как правило, они появляются в частных вузах, где программы строятся учредителями самостоятельно, а не исходя из государственного ГОСТа. Но при этом Илья уверен - через время такой формат образования вполне может стать общедоступным, проникнуть во все вузы. Но тут дело за руководителями: именно они должны не испугаться экспериментов и понять реальную ценность такого гибридного обучения.
1709636116.png
О новой технологии в высшем образовании узнали у директора центра бизес-образования и аналитики Центрального университета Ильи Иванинского


Комментировать

Новые материалы

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Яндекс.Метрика
ООО «Пять углов» Контакты:
Адрес: 9-я Советская, д.4-6 191015 Санкт-Петербург
Телефон:8 (812) 274-35-25, Электронная почта: mail@5uglov.ru