Cодержание
ОБРАЗОВАНИЕ В КРИЗИСЕ: НУЖНЫ РЕШЕНИЯ
Правда, все эти нововведения не сильно помогли: молодые люди по-прежнему не рвутся вузы, а вместо них предпочитают колледжи и курсы в онлайне. Какой тогда остается выход? Илья Иванинский видит его в так называемых цифровых кампусах.
ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ: ПОЧЕМУ ДЛЯ УЧЕБЫ ЭТОТ ВАРИАНТ АПРИОРИ ПРОВАЛЬНЫЙ?
После пандемии практически все сферы нашей жизни, которые могли себе это позволить, начали переходить в онлайн. Люди поняли, что это гораздо удобнее: они не ограничены часовыми поясами, временными рамками работы или учебы, местом, в котором они находятся. Заниматься карьерой или образованием стало возможно буквально не выходя из дома и даже своей кровати. И понятно, почему это так хорошо воспринимается обществом: так людям просто-напросто спокойнее.
Но такой удобный и комфортный для работы формат, совсем не подходит для образования. Почему?
Мы сами блокируем свой мозг от информации
Дело в том, что 2/3 студентов, несмотря на много положительных отзывов об онлайне, предпочитают face2face-коммуникацию (т.е. взаимодействие лично, с глазу на глаз). Более того: именно благодаря такому формату мы вообще получаем возможность узнать новую информацию. И это легко можно объяснить: при личной коммуникации мы чаще всего не выбираем, с кем общаться, а с кем нет.
Простой пример: нам не нравится один преподаватель. Скажем, он слишком скучно читает лекции, а от количества теории на его занятиях уснуть можно. Что мы будем делать, если занятие будет в zoom? Скорее всего, выключим камеру, микрофон и пойдем заниматься своими делами: приберем квартиру, выпьем кофе, сходим в душ. При этом совершенно неважно, насколько полезные для будущей профессии сведения нам будут давать - мы все равно пропустим это мимо ушей.
Мы исключаем случайные взаимодействия
Примерно по тому же принципу, как с парой мы исключаем случайные взаимодействия. А значит, что мы полностью перестаем развиваться вне своей специальности. А значит автоматически начинаем проигрывать специалисту, который учился очно и в течение своей учебы мог пообщаться с людьми с других направлений. Почему мы начинаем проигрывать? Здесь все просто: уже доказано, что успешные идеи чаще всего рождаются из случайных взаимодействий.
В этом плане очень показателен опыт компании Bell labs, в которой офис построили таким образом, чтобы работники из самых разных сфер все время сталкивались друг с другом: инженеры с физиками, физики с математиками и так далее. И у этого был свой результат: в компании сделали множество открытий - от транзисторов и первых лазеров до языка программирования Си.
А теперь вернемся к онлайн-обучению. В zoom или на любой другой программе для онлайн-образования вы едва ли случайно наткнетесь на того человека. которого вы не желаете найти. Скорее всего, вы даже не задумаетесь о его существовании и о том, чем он может быть вам полезен. Тем самым мы самостоятельно лишаем себя новых знаний и возможностей.Онлайн гораздо сложнее понимать информацию
Ну, и наконец, самое простое - онлайн нашему мозгу гораздо сложнее понимать информацию. Даже при том, что мы имеем возможность пересмотреть лекции, остановиться на сложных вещах, загуглить все, что непонятно, в интернете, наш мозг пока что не готов к тому, чтобы воспринимать информацию онлайн: нам приходится тратить больше сил на то, чтобы сконцентрироваться, а из-за этого информация усваивается в разы сложнее.
КАК РАБОТАЮТ ЦИФРОВЫЕ КАМПУСЫ?
Но все, что мы сказали выше, вовсе не значит, что онлайн-образование - это плохо, и из программы его срочно нужно убирать. Скорее его можно усовершенствовать, добавив к привычным онлайн-курсам и классические оффлайновые занятия и практикумы.
По такому принципу и работают цифровые кампусы. По своей сути это гибридное образование, которое работает в несколько непривычном для него формате: студенты не слушают одни и те же лекции в двух форматах, большинство из них занимаются, как и все другие молодые люди, в аудиториях. Они ходят на лекции и семинары, практикуются в различных компаниях. Но кроме этого у них есть дополнительная онлайн-среда, в которой есть несколько курсов, которые могут быть вообще не связаны с основной специализацией студентов, но при этом хорошо её дополняют.Почему это полезно? Да потому что это дает больше возможностей для школьников, студентов и выпускников вузов. У них появляется возможность лучше понять себя и заранее получить навыки на случай, если в будущим им захочется сменить работу.
А это для современного молодого человека действительно необходимая возможность. Мы начинаем выбирать профессию еще с 7 лет, и, конечно, она едва ли будет совпадать с той, что мы получаем сейчас или в которой мы захотим работать еще через 20 или 40 лет. Поэтому у учеников и студентов появляется острая необходимость учиться всегда.
И обычный бакалавриат никогда не сможет удовлетворить потребности такого студента. Чтобы им получать какие-то новые профессии, им придется потратить на это больше 30-40 лет. После такого, конечно, ни одна работа будет уже не нужна. В этом плане цифровые кампусы - идеальный вариант: в них могут преподавать работники разных предприятий, могут - преподаватели других вузов. Для этого даже университеты могут объединяться межу друг с другом, чтобы создать онлайн-платформу для обучения, которой каждый вуз потом начнет дополнять свои базовые программы бакалавриата, специалитета и магистратуры.ВОЗМОЖНОСТЬ УЧИТЬСЯ ДО ШКОЛЫ: ЧЕМ ЦИФРОВЫЕ КАМПУСЫ ПОМОГУТ ШКОЛЬНИКАМ?
Вернемся к примеру Ильи с девочкой, которая в свои 16 с лишним лет уже накопила приличное резюме. Все это станет более возможно, если цифровые кампусы появятся в каждом вузе. Тогда школьники смогут еще до поступления попробовать себя в разных профессиях, познакомиться с вузом и поступить, во-первых, с полным осознанием того, кем он хочет стать сейчас, а во-вторых, с уже определенными профессиональными навыками и софт-скиллами.
Например, в Центральном университете, где преподает Илья, это обычная практика: помимо обычного поступления по олимпиадам и результатам ЕГЭ, школьники могут попасть в университет и через конкурс. Для этого нужно решить не самый сложный тест по математике и пройти собеседование. Лучшим ученикам в вузе организуют стажировку у партнеров. Например, самому Илье сейчас в решении некоторых бизнес-задач помогает именно школьник.
ПОЛУЧИТСЯ ЛИ ВНЕДРИТЬ ТАКИЕ КАМПУСЫ ВО ВСЕХ ВУЗАХ?
Сейчас в России цифровых кампусов не так много - как правило, они появляются в частных вузах, где программы строятся учредителями самостоятельно, а не исходя из государственного ГОСТа. Но при этом Илья уверен - через время такой формат образования вполне может стать общедоступным, проникнуть во все вузы. Но тут дело за руководителями: именно они должны не испугаться экспериментов и понять реальную ценность такого гибридного обучения.