Вчера Рособрнадзор разрешил в ЕГЭ по русскому языку ссылаться на аниме, комиксы и видеоигры. И это, судя по всему, стало отличной новостью для школьников, которые в последнее время были не прочь заменить толстую книгу чем-то более простым и развлекательным.
Посудите сами: по последним данным аналитического центра НАФИ 33% молодых людей читают крайне редко или вообще не уделяют времени чтению. Поэтому сегодня мы решили разобрать хоть и не такой радикальный как комиксы или аниме, но тоже весьма популярный способ подготовиться к экзамену - фильмы и сериалы. Узнали, насколько этот способ эффективный, что о нем думают преподаватели и сами подростки.
ФИЛЬМЫ И СЕРИАЛЫ - НАСКОЛЬКО ЭТОТ СПОСОБ ЭФФЕКТИВЕН: мнение экспертов
Чтобы разобраться с таким нетипичным способом подготовки к ЕГЭ по литературе, мы пообщались с преподавателями по литературе Сашей Магидиной (онлайн-школа «Литература со вкусом») и Василисой Бродской (онлайн-школа «Вебиум»). И их мнения по этой теме оказались расхожими.
Саша считает, что ни одна экранизация или исторический фильм никогда не сможет заменить самостоятельное чтение,особенно если речь идёт о подготовке к ЕГЭ, ведь при создании экранизаций сценаристы и режиссёры стремятся сделать фильм увлекательным, поэтому происходят неточности в сценарии. Но все же полностью отказываться от просмотров экранизаций девушка не советует.
Кинематограф хорош для визуализаций персонажей и закрепления материала, но не как база, с которой можно спокойно пойти на экзамен
Саша Магидина, преподаватель онлайн-школы «Литература со вкусом»
Василиса же к фильмам более лояльна - боле того, она даже советует их смотреть, но только по определенным произведениям - пьес. Например, когда её ученики изучают драматические произведения, она советует посмотреть их постановки.
Но чтобы сериал или фильм действительно помог лучше разобраться с сюжетом книги, важно быть уверенным в том, что сюжет в точности повторяет книгу или хотя бы максимально приближен к авторской мысли.
Есть прекрасные, уютные и довольно точные (по тексту) экранизации… советских времен, которые могут погрузить смотрящего в атмосферу книги. К таким я отношу, например, «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». А есть такие, которые очень тесно связаны с прозаическим текстом. Например, «Судьба человека». Всегда рекомендую смотреть эмоциональную, яркую, трагичную экранизацию Бондарчука.
Бывает такое, как, например, с «Ревизором», что у текста есть несколько интерпретаций в кино. Тогда я предлагаю на досуге посмотреть их и сравнить. Например, мне самой визуальные образы героев «Ревизора» нравятся в экранизации «Инкогнито из Петербурга», а «немая сцена» в «Ревизоре» постановки Плучека.
подборка от преподавателей онлайн-школ «Литература со вкусом» и «Вебиум»
подборка от преподавателей онлайн-школ «Литература со вкусом» и «Вебиум»
Однако всегда стоит помнить, что большие произведения сложно отразить в кино, поэтому их стоит читать полностью.
КАКИЕ ФИЛЬМЫ СМОТРЕТЬ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИЛИ ЗАРУБЕЖНЫЕ?
Саша утверждает, что по этому вопросу выбирать только вам - все это дело вкуса. Но учтите, что в фильмах разных производителей могут быть дополнительные режиссёрские детали, расходящиеся с литературным произведением.
Но сама девушка не любит зарубежный кинематограф:
... Я отдаю предпочтение отечественному кинематографу. Например, по картине С. Ростоцкого «Герой нашего времени. Бэла» (1965 год) я писала первую курсовую работу, когда училась в институте. Классное кино, советую его выпускникам!
Саша Магидина, преподаватель онлайн-школы «Литература со вкусом»
А вот, на что действительно стоит обращать внимание - так это на жанр. Например, «свободные экранизации» совсем не подходят для ЕГЭ - в основном эти фильмы представляют некую связь режиссерской фантазии и сюжетных дополнений.
В прочем, с такой скептичностью стоит отнестись ко всем экранизациям. Потому что абсолютно в каждом фильме большую часть представляет «фантазия режиссёра». Взять хотя бы недавнего «Мастера и Маргариту». Поэтому просмотр таких картин лучше оставить на потом.
«Мастер и Маргарита»: чем порадует и огорчит новая экранизация легендарного романа Михаила Булгакова?
Разбираемся в деталях, в чем уникальность кинокартины Михаила Локшина и кому она придется по душе, а кому — нет
КАК ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ АРГУМЕНТЫ ИЗ ФИЛЬМОВ И СЕРИАЛОВ?
В отличие от экзамена по русскому языку, в ЕГЭ по литературе запрещено использовать примеры из фильмов в качестве полноценного аргумента. Даже несмотря на то, что в 11 сочинении одна из тем посвящена экранизациям, писать там все, что вздумается, нельзя. Как говорит Василиса: «это не эссе на свободную тему».
Несмотря на то что тему, связанную с экранизациями, выбирают чаще всего из-за безысходности, в случаях, когда все остальные вопросы по конкретным текстам оказываются слишком сложными. Но учтите, что это задание нельзя использовать как «запасной вариант» - у вас вряд ли получится набрать по нему максимум без серьезного погружения в язык кино, живописи, драматического искусства и, конечно же, без прекрасного знания исходного текста.
Поэтому пока до ЕГЭ и ОГЭ остаются считаные месяцы, не стоит прибегать к компульсивному просмотру экранизаций. Лучше потратить это время на основные тексты из кодификатора, разбирая их по главам и выписывая цитаты, чтобы лучше их запомнить.
О нетипичном способе подготовиться к экзамену узнали у экспертов онлайн-школ «Литература со вкусом» и «Вебиум»