М.Ю. Лермонтов – великий русский классик, признанный гением. Его наследие неизмеримо. Среди него и поэмы, и стихотворения. Писатель работал в разных литературных направлениях, однако больше всего его запомнили, как романиста. Тогда что сказать о реалистическом романе «Герой нашего времени», в котором не только изображены актуальные портреты, но и использован уникальный психологизм автора?
Первая часть произведения была опубликована в 1838 году. Повесть «Бэла» стала основой для последующих глав. Уникально, что фабула романа «идеально нарушена»: М.Ю. Лермонтов показывает Григория Печорина, а затем раскрывает его мотивы и характер, логически обосновывая свой выбор композиции.
Давайте разберемся, чем произведение актуально на сегодня и почему образ Печорина часто сравнивают с образом нашего поколения? По традиции также рассмотрим экранизацию легендарной истории.
Когда трагедия становится комедией: «Жутко громко и запредельно близко» как синоним чертовщины
Рубрику «Книжная полка ПУ» продолжает Ольга Чибиряк, студия журналистики "ПИШЕМ!", г. Тюмень
Читать далее
«Я был готов любить весь мир»: потерянное поколение в невольные годы и в XXI веке
Знакомый со школы сюжет оказывается чем-то больше, нежели простым произведением классика. Важно понимать, что М.Ю. Лермонтов и впрямь стремился создать портрет своего времени – «потерянного поколения». Именно к нему относится Григорий Печорин, чьи внутренние переживания так детально раскрываются перед читателями. У классика получилось: он создал собирательный образ, однако не учел, что его литературный тип доживет даже до XXI века.
Работая над произведением, автор очень старался отразить в нем все пороки своего времени. Однако постепенно из-под пера вышел «лишний человек» - особенный литературный тип героя. Его особенность в том, что он не может применить свои силы, ум и талант, чтобы как-то помочь обществу. В литературе такие герои оказываются одинокими и часто непонятыми. Они ищут смысл жизни, а увлекаясь чем-то, понимают, что желают далеко не этого. Сам Печорин – образ человека, отвергнутого всеми. Мужчина рассказывает, что его судьба трагична.
Причина трагедии героя – его острый ум, не питавшийся необходимыми благами. Он окружен людьми, которые ни в чем не могут ему помочь: как бы они не старались быть с ним любезны, Печорин все равно делает им больно, порой даже неосознанно. Хотя Лермонтов ясно показывает, что даже «лишний человек» нуждается в любви, персонаж не может найти ни друзей, ни возлюбленную. И дело не в том, что окружающие не могут его принять, а в том, что он сам чрезмерно быстро теряет к ним интерес, отстраняется, словно отпуская тягу к жизни, к знакомствам, к существованию.
Казалось бы, история об офицере была написана в XIX веке, однако портрет Печорина остается актуальным и в наши дни. Сегодня несложно встретить умного человека, который бы мог стать успешным и любимым, но не смог пройти испытания жизни и сдался. Все происходящее ему наскучило, он потерял себя, а вместе с тем и близких людей.
Как заставить психологизм играть на руку?
Конечно, говоря о «Герое нашего времени», нельзя не упомянуть психологизм. Автор использует прием настолько умело, что перед читателем постепенно открываются все переживания Печорина. Четкий анализ помогает понять, насколько сломлен этот человек, насколько он потерян. Он мог бы найти себя в жизни, мог бы не стать «лишним человеком», однако судьба распорядилась иначе.
Герою скучен окружающий мир. Он не просто ожидает от окружающих подвоха, но и предвкушает его. Кажется, Печорин и сам не в силах себя понять. Сначала он холоден ко всем, а потом бросается на лошади вдогонку за любимой. Лермонтов касается настолько тонких струн человеческой души, что даже на десятое прочтение читатель обнаруживает новые подробности, новые темы для размышлений.
Экранизация 2006 года: убийство классики?
В 2006 году вышел сериал «Герой нашего времени», снятый по одноименному роману. Казалось бы, в кинокартину вложено много денег, стараний, в ней играют знаменитые актеры. Однако сегодня она вызывает самые разные споры. Кто-то ее оценивает, кто-то – остается недовольным. Так что же не так с сериалом?
Александр Котт создал «Героя нашего времени» от себя. Во многом фильм противоречит оригиналу: ту же фабулу он усиленно избегает. Сценаристы выстраивают повествование в соответствии с хронологическим порядком. Уже это передергивает читателей классики.
Если смириться с исковерканной хронологией, что же мы получим? Приятный сериал, передающий атмосферу произведения, и хорошую актерскую игру. Кинокартина упускает многие детали из-за невозможности поместить все мысли Лермонтова в 8 серий по 40 минут. Конечно, смотреть сериал, избегая оригинальной истории, просто нереально: зрителям тяжело понять, что происходит. Важно понимать, что экранизация 2006 года – это не само произведение, а его воплощение. Режиссер все равно смотрит на происходящее со своей точки зрения, что сразу бросается в глаза. И конечно, любителям классики вряд ли это понравится.
Несмотря на все недостатки, сериал все же может вызвать приятные чувства. Атмосфера XIX века подана верно: Кавказ, офицеры и сам Печорин – все это завораживает, хочется посмотреть как можно больше. Даже несмотря на то, что многое внимательный зритель упрекнет.
Читать или смотреть?
Наша редакция рекомендует все-таки прежде ознакомиться с романом. Именно там можно найти идеальное отражение мыслей автора. Уже после этого можно попробовать познакомиться с сериалом.
Фото на обложке: Кинопоиск.ру