О любви пишут, снимают, говорят на кухнях, ее обсуждают в переписках. Мы ищем любовь во взглядах, прикосновениях, жестах, словах.
Но, кажется, современный массовый кинематограф исчерпывает вдохновение, чтобы воспевать истории любви в той же тональности, в которой мы чувствуем ее, читая легенды, сказки или религиозные сюжеты. На экранах мелькают заезженные истории, образы и сцены с бесконечным заламыванием рук, ссорами и хэппи-эндом в финале.
Да. Но тоску по глубоким режиссерским смыслам, тонкой романтике и захватывающему сюжету однозначно развеет у всякого, даже скептически настроенного, зрителя 16-серийная дорама «Токкэби» 2016-2017 годов (а еще «Демон», «Гоблин» и «Бессмертный. Романтическое заклятие» — смотря на какую версию перевода вы наткнетесь в интернете) — фэнтезийная история с философским контекстом.
Фото: открытый источник Интернета
«Сатирикон» Феллини: гениальное кино или провокация?
Вышедшая на большой экран в 60-х годах 20-го века картина произвела настоящий фурор. Разбираемся, чем она интересна сейчас?
Генерал по имени Ким Шин (Гон Ю, известный по фильмам «Лишенные голоса», «Поезд в Пусан» и дораме «Игра в Кальмара»), вернувшийся в родную страну Корё с очередной войны, узнает, что на родине король его ждет не как бравого защитника отечества, а как изменника. За измену полагается расплата кровью: родственников Ким Шина, в том числе, его самого, жестоко убивают.
Но не все жители Корё были согласны с такой карой — вопреки королевскому указу, помилованная королем прислуга Ким Шина приходила и молила Бога за упокой души отважного генерала. И вот однажды Бог действительно услышал молитвы — он вернул к жизни Кима. Правда, без поблажек: все-таки Ким отнимал тысячи человеческих жизней в битвах. Теперь Ким становится демоном по имени Токкэби, который будет жить до тех пор, пока невеста не вытащит меч из его груди. А пока он жив, он должен исполнять волю Божью: спасать человеческие жизни.
Спустя 939 лет он действительно встречает избранницу — 19-летнюю девушку по имени Джи Ин Таг (Ким Го-ын), которая видит призраков. Однако в погоне за вечным покоем Ким понимает, что сильно полюбил Джи. А у Бога и высшего порядка — другие планы на их судьбы.
Фото: открытый источник Интернета
Фото: открытый источник Интернета
Параллельно истории Джи и Кима развивается другая — между темным жнецом (Ли Дон Ук, известный по дорамам «Плохой и сумасшедший», «Магазин для убийц»), потерявшим память, и владелицей забегаловки — очаровательной девушки по имени Санни (Ю Ин На). Кажется, что их пути пересеклись случайно, благодаря кольцу, которое хотели купить они оба. Однако, на самом деле, жнеца и Санни связывает глубокая личная трагедия, произошедшая с ними во времена служения генерала Кима королю.
Смогут ли найти четверо героев счастье в жизни? Искупят ли свои грехи перед Богом? Об этом вам лучше узнать самим.
О ЧЕМ ДОРАМА?
У хорошего кино есть негласное правило: чем сложнее и трагичнее сюжет, тем трогательней должна быть подача. Фэнтези? В каком-то смысле жанр выбран неспроста: мотивы фатальности и трагизма любви переливаются, как мозаика на готическом витраже, если переплести их с магией. Её создатели используют не как очередную декорацию, а как способ выстроить диалог между человеком и Богом.
Последнее, кстати, можно назвать вторым стержнем истории.
Именно на эти темы «Токкэби» затевает откровенный разговор со зрителем. А как подать этот разговор? Через спецэффекты? Костюмы? Истеричные, заезженные выпады? Нет, — через знаки. В этом плане тонкий почерк азиатского кинематографа распознает даже самый неопытный зритель, потому что режиссеры и сценаристы используют множество символов, чтобы передать настроения, ощущения и состояния героев. Далеко за примерами ходить не надо — вспомнить хотя бы работы японского мультипликатора Хаяо Миядзаки, в которых он преданно обращается к природе и погоде, чтобы передать чувства персонажей.
В случае с «Токкэби» возникает похожая история. Режиссеры и автор идеи Юн Харим обращаются к народной мифологии, к религиозным или даже буддистским догмам, к поэтической изящности, чтобы ненавязчиво впечатать подтекст в знаки. Взять хотя бы поверхностные примеры: образ Бога не воплощает человек с атрибутами — он предстает перед зрителем в виде бабочки, как символ личного возрождения героев, процветания их чувств.
Оттенки любви не перекладываются на сцены с заламыванием рук, о которых говорилось выше, — любовь как дар человека проникает в шелест листьев, цвета, запахи и вкусы — словом, во все окружающее Джи Ин Таг и Токкэби. И если тоска демона по родному человеку обращается в бесконечный проливной дождь, то счастье, распираемое в груди, — в цветение благоухающей вишни. Даже если на дворе стоит зима.
Фото: открытый источник Интернета
Но кроме знаков, режиссеры закладывают подтекст в самих темах, а точнее, в философских вопросах. Справедливо ли лишать человека — то есть Токкэби или темного жнеца — личного счастья, даже если грехи искуплены? Ответственен ли человек за злодеяния, совершенные в прошлой жизни? А лишать человека воспоминаний — божья благодать или кара? Да и вообще, способен ли высший порядок снизойти до людей, полюбивших друг друга в этой жизни? Или закон един для всех — прощенных и непрощенных?
И это — далеко не все вопросы, которые режиссер задает зрителю не в лоб, а перемещая его вместе с героями в непримиримые обстоятельства. И как только зритель понадеялся, что через какие-то 2-3 минуты он увидит долгожданный голливудский хэппи-энд, пятый, невидимый герой истории (вы, наверное, догадались, речь идет о Боге) обрушивает на Джи Ин Таг, Токкэби, жнеца и Санни новые жизненные уроки.
Похоже на артхаус? Нет, просто массовое кино привыкло либо разграничивать любовь и религию, либо использовать одно ради другого. В «Демоне» же эти темы или даже сказать ценности неразрывны. Поэтому история получается настолько многогранной, выразительной, местами — встряхивающей, местами — воодушевляющей.
Однако на один вопрос зритель знает точно ответ: любовь способна исцелять человека, выжигать проклятье и грехи. Ведь «Демон» или «Токкэби» — это в каком-то смысле притча о внутренней борьбе человека со страхами и обидой, жаждой мести, борьба, заканчивающаяся внутренним перерождением человека и прощением им врагов. Кстати, речь здесь не только о любви романтической — речь о дружбе Ким Шина и жнеца (да и между всеми героями) и о любви к тем, кто предан.
Именно этот человеческий дар в замысле режиссера и сценаристов спасает человека. Он же спасает героев, разрушая границы времени, меняя правила высшего порядка, оборачивая смерть к возвращению в новой жизни.
Но при этом — и авторы сериала особенно подчеркивают следующую мысль: любить — не значит застыть в счастье. Любить сложно, порой невыносимо больно. И даже безмолвное ожидание новой встречи, которое может длиться десятки лет — тоже значит любить.
ЗАЧЕМ СМОТРЕТЬ ЭТУ ДОРАМУ?
Если вы устали от пустых сюжетов о любви, от дешевого фэнтези и хотите окунуться в трогательную историю, в которой философия и добрый юмор, экшн и мелодрама сплетаются в целостную объемную историю, тогда вам следует посмотреть эту дораму. А если сомневаетесь, проверьте рейтинг — навряд ли 8,5 баллов убедят вас в обратном.
Фото: открытый источник Интернета
Вместе смотрим популярную корейскую фэнтези-дораму (2016-2017 годов) с философским подтекстом