Недавно специалисты Онлайн-школы №1
выясняли, что к 2025 году может стать в 2,5 раза больше школьников, которые обучаются в онлайн-школах. При этом, в отличие от государственных школ, в онлайн-образовании до сих пор нет стандартов и единых программ, по которым должны обучать детей.
Исследователи НИУ ВШЭ и «Умскул» решили исправить эту проблему и запустить исследование по оценке качества образовательных курсов для школьников в интернете. ПУ узнали об исследовании больше.
Онлайн-образование набирает обороты. Почему?
Всё просто: это дешевле и эффективнее. Но нужен правильный подход
Читать далее
ЗАЧЕМ ОЦЕНИВАТЬ КУРСЫ?
Из-за того, что информационные технологии развиваются слишком быстро, а онлайн-курсы становятся все доступнее, на рынке появляется множество образовательных проектов, не имеющих отношения к государственным программам. И если раньше это касалось только «взрослых» курсов, то сейчас то же самое произошло и с «детскими». По данным агентства Smart Ranking, за II квартал 2024 года сегмент детского образования сравнялся по объемам с ДПО. Динамика выручки детского сегмента (+32,91%) опередила взрослый (+26,58%).
Cпрос на цифровые образовательные продукты для школьников растёт с каждым годом. Ещё быстрее растёт количество компаний, которые предлагают такие услуги. Однако отсутствие единых стандартов отрасли негативно сказывается на качестве услуг, что влияет на учащихся — они просто не получают желаемых результатов. Наша цель — создать прозрачную систему оценки, которая поможет EdTech-компаниям верифицироваться, а родителям и детям выбирать качественные образовательные продукты.
Дмитрий Данилов, основатель онлайн-школы «Умскул»
Из-за того, что никакого контроля над программами онлайн-школ нет, а открыть её может любой предприниматель, появляется несколько проблем:
Во-первых, нигде не прописано, чему именно должны обучать на таких курсах, из-за чего родители порой натыкаются на то, что в названии программы сказано одно, а на деле ребенку дают совсем не тот «минимум».
Во-вторых, частные онлайн-школы часто нацелены на получение прибыли, а образовательная функция отходит на задний план. Руководители школ анализируют, как выгоднее продать курс, а не как сделать его наиболее полезным для школьников.
При этом реальную эффективность курса родители могут оценить разве что по комментариям пользователей, а если вдруг после оплаты они оказались недовольны программой, получают объяснение «просто вашему ребенку это не подходит». При этом исследований, которые объективно оценивали бы качество программ, до сих пор не проводится. Иногда эксперты следят за «взрослыми» курсами, но для детских онлайн-школ это не подходит.
Ранее на рынке не существовало единой проверенной системы, которая бы объективно оценивала качество образовательных продуктов для школьников в цифровом пространстве. В основном по причине того, что каждая сторона по-своему определяет это понятие. К тому же детский Edtech - крайне чувствительный сегмент образовательных технологий. Стандартные модели оценки качества для взрослых здесь вряд ли подойдут.
Кирилл Савицкий, со-автор исследования и ведущий эксперт Лаборатории цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ
Именно поэтому Институт образования НИУ ВШЭ и «Умскул» разработали модель системы оценки качества цифровых образовательных продуктов для школьников. Пока что в России это первое подобное исслеедование.
КАК БУДУТ ОЦЕНИВАТЬ ШКОЛЫ?
Анализировать эксперты будут не только сами программы, но и подход преподавателей к обучению, обратную связь от учеников, дополнительные мотивирующие детали программы. При выборе курсов это основные вещи, на которые стоит посмотреть родителям и детям. Так, оценивать онлайн-школы будут по пяти показателям:
1. Инфраструктура
Сюда войдет множество критериев. Это и число упоминаний онлайн-школы в сети, и подход руководителей к анализу собственных программ, и использование этих данных для улучшения курсов.
2. Разработка продукта
Сюда войдут все критерии, указывающие на качество образования в конкретной онлайн-школе: это и дизайн, и подходы к созданию программ, и работа с преподавателями.
3. Реализация продукта
Как и в обычной школе, эксперты будут учитывать, насколько хорошо преподаватели работают с детьми: не повышают ли на них голос, не унижают ли отдельных учеников, дают ли они обратную связь и позволяют ли работать над ошибками. Но онлайн-формат вводит и свои коррективы: исследователи посмотрят и на то, насколько детям безопасно учиться в этой среде, защищаются ли их личные данные.
4. Рыночная позиция
Так или иначе, онлайн-курсы остаются бизнес-моделью, поэтому эксперты посмотрят и на то, насколько верно школа позиционирует себя на рынке, как выглядит в инфополе, насколько хорошо рекламируется и есть ли с занятий прибыль. Все это укажет на то, насколько конкретная школа действительно нужна школьникам.
5. Пользовательский опыт
Наконец, то, на что обычно ориентируются родители и дети при выборе — комментарии прошлых учеников, их образовательные успехи, результаты обучения.
Исследователи НИУ ВШЭ поделились, что онлайн-школа «Умскул» станет первой компанией на рынке детского Edtech, которая пройдет оценку образовательных программ по новой модели и верифицирует свои услуги. Результаты исследования будут опубликованы в ноябре на сайте исследования.