Cодержание
В последние приемные кампании активно развивается тренд на поступление в вузы без вступительных испытаний: по такому принципу поступают победители перечневых или всероссийских олимпиад
Причем этот тренд улавливают и выпускники: за последнее время количество участников олимпиад растет в геометрической прогрессии, в этом году вузам даже не хватило бюджетных мест, чтобы устроить всех. Руководство вузов даже стало задумываться, не ограничить ли прием в будущем? Но пока нововведений не было, а потому участие в олимпиадах по-прежнему остается одним из вариантов поступления, к которому стоит присмотреться.
Почему нужно участвовать в них как можно раньше, обязательно ли занимать первые места, и что ожидает олимпиадников в будущем, рассказал директор ассоциации победителей олимпиад Глеб Зуев.
ПОЧЕМУ ОЛИМПИАДЫ СТАЛИ ТАК ПОПУЛЯРНЫ?
Практически за 20 лет участников школьных олимпиад стало в 1,5 раза больше. И не случайно, ведь раньше школьники получали за победу медали, дорогие подарки или просто сертификаты. Сейчас ставки поднялись: школьникам дают право поступать без вступительных испытаний, сто баллов за ЕГЭ по олимпиадному предмету или дополнительные баллы при подаче документов в вуз.
КОГДА НАЧИНАТЬ УЧАСТВОВАТЬ?
«Начинать участвовать, пожалуй, не бывает поздно», — считает Глеб.
И это действительно так. Но все же чем раньше начать участвовать в олимпиадах, тем проще будет в будущем. Но почему так? Руководитель АПО рассказывает: чтобы написать олимпиаду, надо не только хорошо знать предмет и быть готовим, но и сдерживать волнение, понимать формат заданий. Поэтому чем раньше начать, тем скорее в ребенке разовьется стрессоустойчивость, он быстрее станет подстраиваться под олимпиадный формат.
Плюс подготовка к олимпиадам и сама по себе может стать полезным опытом. В процессе можно узнать много нового, познакомиться с интересными людьми, научиться морально готовиться к предстоящим трудностям.
И не обязательно участвовать только ради опыта. Глеб поделился, что знает школьников, которые всего лишь за один учебный год собирались с силами и занимали первые места на олимпиадах.
ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ ЗАНИМАТЬ ПРИЗОВЫЕ МЕСТА?
«Боюсь участвовать. Вдруг я не займу даже третье место?» — такие мысли наверняка посещали ребят, что уже успели поучаствовать в олимпиадах. Страх сковывает, а темные мысли так и лезут в голову. «Вдруг учителя и преподаватели будут считать меня глупым? Вдруг я разочарую родителей?» И еще множество страшных «вдруг».
Но, на самом деле, нет ничего зазорного в том, что ты займешь не первое место. Опыт и знания — вот, что стоит извлечь из пройденных испытаний.
Кроме этого, руководитель АПО слышал много историй, как на олимпиадах ребята находили друзей и вторые половинки.
С КАКИМИ СЛОЖНОСТЯМИ СТОЛКНУТСЯ ОЛИМПИАДНИКИ В БУДУЩЕМ?
Однако не все так здорово. Нехватка бюджетных мест, сложности при выборе онлайн-курсов для подготовки, сильная загруженность — все это обратные стороны участия в олимпиадах. Из-за постоянного роста числа участников растет и желание побеждать, отчего ребята готовы изводить себя до последней нервной клетки. Глеб признался, что ему хочется, «чтобы несмотря на то, что школьные олимпиады превращаются в большой спорт, ученики находили в них радость от знаний и знакомств, открывали новое вокруг и внутри себя».
Но пока олимпиады наталкивают только на волнение. Причем не только из-за ложных заданий. В этом году минобрнауки сообщило, что они планируют пересмотреть условия предоставления БВИ выпускникам. По сообщениям ведомства, они планируют зачислять так только победителей и призеров олимпиад за 11 класс и призеров и победителей олимпиад 1-2 уровня. В 2025 году на бюджетные места по олимпиадам собираются выделить не более 70% от общего количества бюджетных мест на каждое направление подготовки и специальности.
Некоторые утверждают, что это может снизить мотивацию школьников участвовать во ВсОШ и перечневых олимпиадах. Глеб Зуев же сохраняет оптимизм.
В КАКИХ ОЛИМПИАДАХ УЧАСТВОВАТЬ? ПОДБОРКА ОТ РУКОВОДИТЕЛЯ АПО
Помимо всем известных ВсОШ и перечневых олимпиад, Глеб составил личный список соревнований. Начинающим олимпиадникам, по его мнению, стоит принять участие в турнирах Центра педагогического мастерства. Их Ассоциация проводит два раза в год: весной и осенью.
Соревнования содержат задания по разным школьным предметам и проходят в формате игрового сюжета. Участвовать в турнирах надо командой, а потому это еще и прекрасная возможность улучшить коммуникационные навыки и завести новые знакомства.
Также Глеб советует попробовать себя в Московской олимпиаде школьников. Несмотря на название, в ней могут участвовать не только ребята из Москвы. МОШ известна неожиданными форматами заданий (например, ее финалы проходят в картинной галерее, планетарии, зоологическом музее), а также редкими предметами, которых нет во ВсОШ – например, генетики и ИЗО. Победа в некоторых направлениях Московской олимпиады школьников дает льготы при поступлении в вузы.
Самой памятной для Глеба Зуева стала олимпиада Союзного государства по литературе и русскому языку.