Cодержание
Разочарование зрителей, низкие оценки от критиков и кассовый провал в прокате — именно такой получилась долгожданная премьера сиквела нашумевшего «Джокера» (осторожно: 18+). Но действительно ли фильм получился таким плохим?
Первая часть вышла пять лет назад, но даже спустя время этот фильм продолжает удерживать внимание зрителей и критиков. Несмотря на сложные психологические темы и непривычное переложения комикса на экран, картина стала мгновенной классикой и заработала более миллиарда долларов в прокате.
Слухи о начале производства сиквела появились за полтора года до премьеры на больших экранах и сразу же вызвали бурную реакцию. Одним не понравилась идея превращать фильм в мюзикл — вторые в принципе были против выхода сиквела. А поклонники Харли Квинн в исполнении Марго Робби раскритиковали выбор Леди Гаги на роль девушки Джокера.
Несмотря на неоднозначную реакцию, никто не сомневался, что вторая часть превзойдет первую. Картине даже предсказывали стать триумфатором в предстоящем наградном сезоне. Ведь за сценарий и режиссуру вновь отвечал Тодд Филлипс, к своим ролям вернулись Зази Битц, Ли Гилл и, конечно же, сам Хоакин Феникс.
Однако надежды о хорошем фильме сразу же улетучились после премьерного показа на Венецианском фестивале. Там фильм выступал в конкурсной программе, но, в отличие от первой части, не удостоился ни одной награды. Более того «Джокер: Безумие на двоих» получило неоднозначные отзывы критиков, которым не понравился сюжет и музыкальные номера.
О чем фильм?
События фильма происходят через два года после окончания первой части. Артур Флек (Хоакин Феникс) находится в психиатрической больнице «Аркхем», в которой работают жестокие надзиратели. Всё это время он ждет суда, который определит его вменяемость во время совершения пяти убийств, в которых его обвиняют.
Сам Артур кажется безразличным к собственной судьбе и окончательно потерявшим интерес к жизни. Все меняется, когда он встречает Ли Квинзель (Леди Гага), еще одну заключенную Аркхема: девушка угодила сюда за попытку поджога. При первой же встрече героиня признается, что она — большая фанатка Джокера. И едва ли не впервые в жизни Артур чувствует, что встретил родственную душу, ради которой стоит жить.
Фильм начинается с 5-минутной с анимационной работы, которая пародирует ранние мультфильмы от Warner Bros. Постановкой занялся режиссер «Трио из Бельвилля» Сильвеном Шоме. Короткометражка практически полностью пересказывает сюжет первой части. В ней происходит борьба комика-неудачника Артура Флека с его жестоким альтер эго в лице Джокера, который в конце концов побеждает. Мультфильм задает тон повествования и темы, которые, увы, не будут раскрыты в фильме.
Фильм провалился из-за персонажа Леди Гаги?
После выхода фильма множество пользователей сети посчитали, что причиной провала фильма стала Леди Гага, и посоветовали ей сосредоточиться на музыке и не пытаться сниматься в кино. Однако эти утверждения в корне неверны. И вот почему.
В «Джокере: безумие на двоих» певица в очередной раз доказала свой актерский талант, отверженность и способность растворятся в образах своих героинь. Кстати, кинокритики тоже признали, что игра Леди Гаги не уступала игре Хоакина. Казалось бы, эта роль могла бы стать главной в её жизни, но сюжет Джокера так и не смог раскрыть весь талант актрисы: Гага изредка появляется на втором плане и поддерживает Феникса в музыкальных сценах.
Переписывание сцен. Трудно сказать, какой была история в изначальном замысле Филлипса. Скорее всего, в сценарии роли Харли было уделено больше внимания. Это доказывают десятки слитых кадров со съемок и кадры из трейлеров, которые так и не вошли в итоговый монтаж.
Во всем виноват жанр «мюзикл»?
Многие зрители оправдали провал фильма частыми музыкальными номерами, которые, по их мнению, были абсолютно не нужны.
В оправдание Тодда Филлипса стоит признать, что добавить во второй фильм песни и музыкальные номера — это интересная и достаточно необычная задумка. Вот только реализована она была довольно странно: по сути, номера должны дополнять развитие сюжета, а не перебивать его неуместными вставками. Так, например, было в интервью Артура для телеканала, которое неожиданно оборвалось лирической песней героя.
Сам мюзикл — жанр сложный и неоднозначный, поэтому использовать его нужно с умом. Именно из-за неумения правильно адаптировать жанр режиссеры часто «ломают» свои картины: музыкальные номера либо растягивают и без того скучную сцену, либо перебивают и без того предсказуемую развязку.
Зато в фильме есть по-настоящему впечатляющие кадры. Например, это кадр с зонтиками (отсылка к мюзиклу Жака Деми «Шербурские зонтики»), сцена свидания Ли и Артура в психушке или момент с Леди Гагой, исполняющей «World on a string».
Сюжетные дыры и странные пасхалки
Что-что, а финал картины вышел действительно интересным и дискуссионным. Весь фильм Артур пытается понять, кем он хочет быть: человеком, который оправдывает чужие ожидания подобно контркультурному революционеру. Или человеком, который вопреки пережитому насилию мирится с личными демонами и искупает свои грехи?
Зрители ждали, что Артур выберет первое, однако режиссер сделал ставки на второй исход. Об этом же дает понять сцена в психбольнице, когда надзиратели швыряют Джокера из угла в угол в душевой и на лестничной площадке: тогда же прозвучат фразы, что Артур — никакой не Джокер, не мститель Готэма, а просто фрик.
И в общем-то, герой смиряется с этой участью: на следующий день он признается присяжным, что никакого Джокера не существует и что всё это время он был простым Артуром.
Харли, разочаровавшись, покидает зал суда, а далее…А далее следует противоречивая сцена с пистолетом у виска. Зрителю остается догадываться, спустила героиня курок или нет.
Тем не менее, позже мы встречаем ее на легендарной лестнице из первой части: там Ли, встретившись с Флеком, оплакивает символическую «смерть» Джокера, в которого была влюблена, и навсегда покидает Артура.
Такая цепочка сцен заставляет думать, что скорее всего Харли была просто плодом воображения главного героя. Точно таким же плодом воображения, каким были отношения с соседкой Софи Дюмон (Зази Битц): вот только в первой части влюбился Артур Флек, а во второй Джокер — в себе подобную. Но это — опять-таки разговоры на тему о том, «что, возможно, хотел сказать режиссер», а не о том, «что он действительно сказал».
А вот последняя сцена заставила фанатов и зрителей строить конспирологические теории. Когда Артур возвращается в Аркхем, к нему подходит заключенный, рассказывает шутку, а затем несколько раз ударяет героя ножом в живот. Артур падает, истекая кровью, и умирает. Позади него убийца безудержно смеётся и вырезает на своем лице «улыбку Глазго» ножом. Именно это стало причиной, по которой фанаты DC предположили, что убийца Артура может быть отсылкой к Джокеру из «Тёмного рыцаря».
Что режиссер хотел сказать такой концовкой?
Смерть героя становится символической: Тодд Филлипс освобождает своего героя от страданий, с которыми сталкивался Артур.Режиссёр подчеркивает трагичность персонажа, которого общество воспринимало лишь как Джокера. Так он отпускает героя с миром, что и не понравилось зрителям.