Пять углов



Спецпроекты
Развлечения
Лайфхаки
Студентам
Школьные новости
Культура
Психология
ВОПРОС-ОТВЕТ
Колонка редактора
Наши опросы
Вопрос в редакцию
На практику — в ПУ!
О нас
Контакты
Архив номеров
МЕНЮ
Журнал старшекласcников
|
Мы в Telegram ЧитатьЧитайте нас Вконтакте Читать

Мы в Telegram
Куда сходитьинтересные людирусский языккуда поступатьлайфхакиСпецпроектыинтервьютрендывузыпоступлениекарантинВостребованныеопросподготовка к экзаменамНа практику — в ПУ!отношениявопрос-ответСочинениеКаталог вузоврейтинг вузовКомпьютерные игрырейтингкиноДевятиклассникамСПбГУ75 лет ПобедыволонтерствопрофессиимузыкаЕГЭ 2018ОГЭолимпиадыКорейская волнаТеатрпрофориентацияолимпиадаКак сдать ЕГЭрецензияприемная кампания 2024лайфхакифестивальновости кинонеделиспортКем бытьфильмы и сериалысоветыЕГЭ 2024ЕГЭ-2022итоговое сочинениеисследованиечто посмотретьэкзаменыКаталог профессийпутешествияРособрнадзорПсихологиякультураВаши историиКонцертВУЗинтересные фактыжурналистикана практику — в ПУ!киносуббота с ПУМинистерство образованияПоступление 2024карьераподготовка к ОГЭподготовка к ЕГЭхоббиувлеченияЕГЭ-2024работасоветы психологажурфаклитературасаморазвитиеродителиновостиисториястудентамНовый годобразованиеКнижная полка ПУУчительЧто почитатьподросткиличный опытразвлечениякаталог сочиненийискусствокнигиЛучшее на СтенешколаМГУ
ТОП авторов
Ольга Чибиряк

Опубликовано статей: 32

Елизавета Уварова

Опубликовано статей: 9

Илья Воробьев

Опубликовано статей: 9

Екатерина Волгина

Опубликовано статей: 15

Дарья Хрипунова

Опубликовано статей: 8

София Харламова

Опубликовано статей: 5

Пять углов

Школа будущего: почему учителям и ученикам нужен искусственный интеллект?

2 минуты

Разбираемся, как ИИ может изменить образование и почему обучение передовым технологиям необходимо в школах уже сейчас

Если еще вчера слухи о том, что искусственный интеллект отнимет работу, пугали специалистов только творческих профессий, то сегодня — уже и учителей. Пока нейросеть вовсю генерировала упражнения по английскому и подсказывала аргументы к декабрьскому сочинению, в сети появлялось все больше заголовков, по которым читался страх педагогов за судьбу своей профессии: «‎Искусственный интеллект меняет профессию: может ли он заменить учителя?» 

Ответ всегда один — не заменит: «‎ИИ может выполнять рутинные задачи, но важная роль учителя — это мотивация, эмоциональная поддержка и связь с учениками, которая не может быть заменена технологиями»‎, — делится с нами учитель информатики, финалист конкурса «‎Учитель года»‎ Айнулин Рустам

Несмотря на однозначные прогнозы, в школе все еще побаиваются передовых технологий: по данным опроса компании «СберОбразование», уровень технооптимизма у учителей оказывается в среднем ниже, чем у жителей России в целом. Лишь 36% опрошенных относятся к ИИ позитивно, 57% — с опаской, а 7% и вовсе убеждены, что с технологиями в образовании связано слишком много угроз.

Почему учителям не нужно бояться ИИ?


Конечно, нейросеть не ошибется в подсчетах и даже сможет сделать за учителя презентацию по любой теме из школьной программы. Однако это не замена профессионалу, а подмога: опыт специалистов творческих профессий подсказывает, что ИИ нужно воспринимать не как врага, а как помощника в работе. 

«Применяя искусственный интеллект в сфере, которую мы сейчас рассматриваем — образование — там удается минимизировать время учителя, избавить его от несвойственных ему функций как раз, по-моему, минимум на 20%», — заявил президент России Владимир Путин на международной конференции AI Journey.

Об этом же нам сообщил Николай Никитин, к.т.н, руководитель фронтирной лаборатории в исследовательском центре «‎Сильный ИИ в промышленности» Университета ИТМО. По мнению специалиста, чтобы снизить рутинную нагрузку на педагога с помощью ИИ, можно решить следующие задачи:

Автоматизация оценки заданий: ИИ может использоваться для автоматической проверки тестов и домашних заданий, что позволяет педагогам сосредоточиться на более творческих аспектах.

Управление коллективом: системы на основе ИИ могут помочь в управлении поведением учащихся, анализируя данные о взаимодействии и предлагая рекомендации для улучшения учебного процесса. При этом ИИ способен обрабатывать большие объемы данных о прогрессе и успеваемости учащихся, предоставляя педагогам ценные инсайты для корректировки учебных планов и методов обучения.

Анализ уровня знаний и прогресса учащихся для создания персонализированных заданий — это позволит каждому ученику учиться в своем темпе и немного облегчит работу учителя. 

• ИИ может быть использован для создания виртуальных помощников, которые бы отвечали на вопросы учеников в неурочное время, предоставлять дополнительный материал или помогать в выполнении домашних заданий.

«‎Конечно, разработка такой системы — сложная и комплексная задача. “На коленке” её не сделаешь»,‎ — делится Николай Никитин. Кроме того, школа — консервативный и сложный социальный институт, поэтому внедрение таких изменений наверняка займет много времени. И пока в воздухе — только обсуждение идей, учителя самостоятельно ищут варианты, как использовать передовые технологии. С помощью ИИ педагоги создают презентации, упражнения и совершенствуют навыки по методике преподавания: 

Активно использую ИИ. И для подготовки к урокам (тексты, картинки, презентации, озвучивание и т.п.), и для анализа и планирования индивидуальных маршрутов, и для создания иноязычной коммуникации.
учитель английского языка, Владивосток

Однако здесь всё ложится на плечи самих учителей: по их словам, в школах не обучают, как использовать на практике искусственный интеллект. Так, пока молодые педагоги ищут информацию сами, старшее поколение начинает уступать им в квалификации по «‎новым»‎ методикам преподавания. Но выход есть — сами педагоги видят его в создании онлайн-курса или пособия по использованию ИИ: 

Пользуюсь нейросетями, но редко. Муж показал, как презентации создавать. Загружаешь текст, а нейросеть распределяет его по слайдам. Это не так уж сильно время экономит, но хоть что-то. Конечно, было бы здорово, если какой-нибудь человек научил бы меня и коллег еще чему-то. Или онлайн-курс бы создали. Хотя в школе много пожилых учителей, которые с трудом-то с компьютером справляются. Им до ИИ как до луны.
учитель географии, Москва
Не использую. Пока не понимаю как. Недавно попросила нейросеть придумать иллюстрации к «‎Повестям Белкина»‎, чтобы дети угадывали. В итоге ИИ сгенерировал мне белку. Но да, я готова была бы научиться, если это бы время экономило. Мечтаю, чтобы ИИ помогал тетрадки проверять. Но, мне кажется, я уволюсь раньше, чем это станет возможно.
учитель русского и литературы, Санкт-Петербург

Нужно ли изучать ИИ уже в школе? 


С другой стороны медали — подрастающее поколение. И возможно, именно среди него найдутся те, кто будет создавать эту новую парадигму образования, основанную на ИИ. Но пока обучением в сфере ИИ может похвастаться только «‎Сириус»‎: на проектную программу «Сириус.ИИ» допускаются школьники 7–11 классов. Там молодые люди приобретают навыки создания ИИ-разработок под руководством экспертов технологических компаний и крупнейших университетов (например, ИТМО, ВШЭ). 

Как известно, в Сириус попасть не так-то просто, поэтому при желании приобщить детей к изучению искусственного интеллекта видится возможным введение часов в рамках уроков информатики или создание дополнительной дисциплины в профильных IT-классах:

В современном мире ИИ становится неотъемлемой частью многих сфер жизни — от медицины до экономики и искусства. Включение ИИ в учебный план может помочь ученикам понять, как работают эти технологии, и сформировать адекватные представления их применении. Изучение ИИ в рамках уроков информатики или профильных IT-классов позволяет не только освоить технические навыки, но и расширить свои навыки problem solving-а с помощью актуальных инструментов.
Николай Никитин

В любом случае, как сообщает РБК, повышенный спрос на специалистов уже сейчас наблюдается в области искусственного интеллекта, где потребность составляет до 10 тыс. в год. А это значит, что обучение ИИ нужно вводить в школе тоже уже сейчас — с этим также, по исследованию аналитиков медиахолдинга Rambler&Co и «СберОбразование», согласно больше половины россиян. 

«‎Мне не понравилось, потому что я не понял»‎: учителя — о том, как уроки литературы теряют всякий смысл
Разбираемся, что не так классикой и почему педагоги требуют адаптировать школьную программу по литературе под современную молодежь
Читать далее
Фото: Freepik.com
Разбираемся, как ИИ может изменить образование и почему обучение передовым технологиям необходимо в школах уже сейчас


Комментировать

Новые материалы

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Яндекс.Метрика
ООО «Пять углов» Контакты:
Адрес: 9-я Советская, д.4-6 191015 Санкт-Петербург
Телефон:8 (812) 274-35-25, Электронная почта: mail@5uglov.ru