Если еще вчера слухи о том, что искусственный интеллект отнимет работу, пугали специалистов только творческих профессий, то сегодня — уже и учителей. Пока нейросеть вовсю генерировала упражнения по английскому и подсказывала аргументы к декабрьскому сочинению, в сети появлялось все больше заголовков, по которым читался страх педагогов за судьбу своей профессии: «Искусственный интеллект меняет профессию: может ли он заменить учителя?»
Ответ всегда один — не заменит: «ИИ может выполнять рутинные задачи, но важная роль учителя — это мотивация, эмоциональная поддержка и связь с учениками, которая не может быть заменена технологиями», — делится с нами учитель информатики, финалист конкурса «Учитель года» Айнулин Рустам.
Несмотря на однозначные прогнозы, в школе все еще побаиваются передовых технологий: по данным опроса компании «СберОбразование», уровень технооптимизма у учителей оказывается в среднем ниже, чем у жителей России в целом. Лишь 36% опрошенных относятся к ИИ позитивно, 57% — с опаской, а 7% и вовсе убеждены, что с технологиями в образовании связано слишком много угроз.Почему учителям не нужно бояться ИИ?
Конечно, нейросеть не ошибется в подсчетах и даже сможет сделать за учителя презентацию по любой теме из школьной программы. Однако это не замена профессионалу, а подмога: опыт специалистов творческих профессий подсказывает, что ИИ нужно воспринимать не как врага, а как помощника в работе.
«Применяя искусственный интеллект в сфере, которую мы сейчас рассматриваем — образование — там удается минимизировать время учителя, избавить его от несвойственных ему функций как раз, по-моему, минимум на 20%», — заявил президент России Владимир Путин на международной конференции AI Journey.
Об этом же нам сообщил Николай Никитин, к.т.н, руководитель фронтирной лаборатории в исследовательском центре «Сильный ИИ в промышленности» Университета ИТМО. По мнению специалиста, чтобы снизить рутинную нагрузку на педагога с помощью ИИ, можно решить следующие задачи:
• Управление коллективом: системы на основе ИИ могут помочь в управлении поведением учащихся, анализируя данные о взаимодействии и предлагая рекомендации для улучшения учебного процесса. При этом ИИ способен обрабатывать большие объемы данных о прогрессе и успеваемости учащихся, предоставляя педагогам ценные инсайты для корректировки учебных планов и методов обучения.
• ИИ может быть использован для создания виртуальных помощников, которые бы отвечали на вопросы учеников в неурочное время, предоставлять дополнительный материал или помогать в выполнении домашних заданий.
«Конечно, разработка такой системы — сложная и комплексная задача. “На коленке” её не сделаешь», — делится Николай Никитин. Кроме того, школа — консервативный и сложный социальный институт, поэтому внедрение таких изменений наверняка займет много времени. И пока в воздухе — только обсуждение идей, учителя самостоятельно ищут варианты, как использовать передовые технологии. С помощью ИИ педагоги создают презентации, упражнения и совершенствуют навыки по методике преподавания:

Однако здесь всё ложится на плечи самих учителей: по их словам, в школах не обучают, как использовать на практике искусственный интеллект. Так, пока молодые педагоги ищут информацию сами, старшее поколение начинает уступать им в квалификации по «новым» методикам преподавания. Но выход есть — сами педагоги видят его в создании онлайн-курса или пособия по использованию ИИ:


Нужно ли изучать ИИ уже в школе?
С другой стороны медали — подрастающее поколение. И возможно, именно среди него найдутся те, кто будет создавать эту новую парадигму образования, основанную на ИИ. Но пока обучением в сфере ИИ может похвастаться только «Сириус»: на проектную программу «Сириус.ИИ» допускаются школьники 7–11 классов. Там молодые люди приобретают навыки создания ИИ-разработок под руководством экспертов технологических компаний и крупнейших университетов (например, ИТМО, ВШЭ).
Как известно, в Сириус попасть не так-то просто, поэтому при желании приобщить детей к изучению искусственного интеллекта видится возможным введение часов в рамках уроков информатики или создание дополнительной дисциплины в профильных IT-классах:

В любом случае, как сообщает РБК, повышенный спрос на специалистов уже сейчас наблюдается в области искусственного интеллекта, где потребность составляет до 10 тыс. в год. А это значит, что обучение ИИ нужно вводить в школе тоже уже сейчас — с этим также, по исследованию аналитиков медиахолдинга Rambler&Co и «СберОбразование», согласно больше половины россиян.