В последние годы экологическая повестка стала одной из самых обсуждаемых тем не только в научных кругах и политике, но и в образовании. Появился устойчивый тренд на «зеленый» образ жизни, реализуется множество как локальных, так и федеральных экопроектов для школьников. Но насколько они близки и понятны подросткам?
Согласно исследованию, проведенному компанией Simon-Kucher, треть покупателей (34%) действительно готовы платить больше за экологически безопасные товары. Особую лояльность к «зеленым» продуктам как раз демонстрирует поколение Z: среди них 39% не против переплатить, чтобы проявить заботу к окружающей среде.
Однако ярлыки «эко», «био» часто на самом деле не гарантируют экологичность товара. И, несмотря на то что в России с 2020 года действует Федеральный закон об органической продукции, регулирующий использование термина «органик» на упаковках продуктов (с сентября 2024 года под действие закона попали также термины «эко» и «био»), Роспотребнадзор регулярно штрафует компании за использование таких маркировок без сертификации.
Чтобы разобраться, насколько осмысленно подростки воспринимают экологическую повестку, мы пообщались с четырьмя старшеклассниками из разных регионов России.
«Экоактивизм для меня — не мода, а личный выбор», — Алина, 16 лет, Екатеринбург
Я начала интересоваться экологией в 7 классе, когда мы с классом участвовали в акции по раздельному сбору. Потом посмотрела фильм про загрязнение океанов и поняла, что это не где-то там, а про нас. Сейчас я веду личный телеграм-канал об экологии, участвую в школьном экоклубе и провожу мастер-классы для младшеклассников. Экоактивизм для меня — не мода, а личный выбор. Да, я понимаю, что большие корпорации гораздо больше вредят природе, чем один человек, но массовое осознание начинается с малого. Если я вдохновлю хотя бы троих одноклассников, значит, все это уже не зря.
«Я не участвую в экоакциях, потому что не верю в их эффективность», — Игорь, 17 лет, Краснодар
Мне кажется, все это — про картинку, а не про реальную заботу. Сначала нас заставляли приносить крышечки в школу, потом появились какие-то «экологичные» упаковки, которые через полгода оказались еще вреднее. Сейчас модно быть «зеленым», но чаще всего это делают ради лайков или грантов. Я не участвую в экоакциях, потому что не верю в их эффективность. Пока государство продолжает давать разрешения на вырубку лесов, пока заводы сливают отходы в реки, не вижу смысла в том, чтобы я таскал батарейки в контейнер. Это имитация действий, а не решение. Конечно, я не мусорю и бережно отношусь к природе. Но это банальная человеческая адекватность, а не «экоактивизм».
Я пришел в экоактивизм через друзей: мы летом помогали в проекте по восстановлению парка. Потом я начал читать, изучать, заинтересовался. Стал членом Всероссийского экологического движения «Экосистема», мы вместе с региональным волонтерским центром организовали акцию по уборке берега Казанки. Если бы каждый убирал хотя бы за собой, уже был бы эффект. И да, я верю, что осознанный потребитель может повлиять на рынок — многие бренды начали переходить к перерабатываемым упаковкам именно из-за массового спроса.
«Не выбрасываю мусор мимо урны — этого достаточно», — Софья, 16 лет, Москва:
Экология сейчас — это модный тренд, который используют бренды, чтобы продать побольше своих товаров. Видела как-то шампунь с маркировкой «eco-friendly», но в составе — все те же химикаты. Люди ведутся, потому что это красиво подано. В школе нас пару раз водили на уборку территории, субботники, но я считаю, что это — не мой способ помогать планете. Лучше я буду просто жить без лишнего пафоса. Не выбрасываю мусор мимо урны — этого достаточно. А те, кто строит на этом «идентичность», часто делают это ради внимания.
Отношение к экоповестке у школьников, очевидно, неоднозначное. Одни видят в ней способ проявить гражданскую позицию, другие — маркетинговую манипуляцию. При этом на популярность экологии действительно влияют внешние факторы: обязательные школьные акции, «зеленые» тренды в соцсетях, участие блогеров и знаменитостей.