В 2025 году число выпускников, сдавших ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов, сократилось втрое по сравнению с 2023 годом. По предварительным данным, лишь около 745 человек в регионах показали максимальный результат. Даже с учетом ожидаемых результатов Москвы и резервных дней, их общее число вряд ли превысит 1000 человек. Для сравнения: в 2024 году стобалльников было 2636, в 2023 — 3014.
В Рособрнадзоре сообщают, что средний балл снизился из-за изменения формата сочинения: теперь выпускники должны раскрывать четко заданную тему, а не выбирать проблему самостоятельно. Это исключило использование «шаблонных» работ. В итоге средний балл по русскому языку упал до 60,7. К слову, в 2024 году средний балл был равен 63,88, а в 2023 — 68,43 балла.
В итоге список лидеров-стобалльников возглавила Московская область. В этом году 87 ее выпускников написали ЕГЭ на 100 баллов. Однако это в 2,4 раза хуже, чем в прошлом году. Тогда экзамен на максимальный балл сдали 209 человек.
Санкт-Петербург занял второе место — 47 стобалльников. Город ухудшил результат в 2,1 раза. В прошлом году ЕГЭ на 100 баллов сдали 159 человек.
По другим городам аналогичная ситуация — количество стобалльников падает. В топ-5 регионов с максимальными баллами на ЕГЭ по русскому языку вошли также Краснодарский край (56 человек), Кемеровская (35 человек) и Нижегородская области (33 человека).

Чтобы выяснить, как преподаватели относятся к снижению результатов ЕГЭ, автор ПУ Дана Минор поговорила с репетитором по русскому языку и литературе Татьяной Ивановой. Преподавательский стаж Татьяны — 38 лет. Из них 15 лет она работает репетитором.
— Результаты учеников ухудшаются уже третий год — конечно, не у большинства, но тенденция наблюдается. Качество преподавания русского языка в школе нужно повышать. Часто, когда я беру на занятия выпускников, они не знают элементарную орфографию, которую изучают в пятом–седьмом классе.
Кроме того, нужно пересмотреть качество оценивания в школах. Если у ребенка в школе четверка, то иногда на самом деле его база — на тройку. В погоне за формальными успехами содержание уходит на второй план. Некоторые ученики как энциклопедия: теорию знают, а применить не могут.
Репетитор по русскому языку Диана Шевцова со стажем работы в 33 года тоже отметила, что в среднем ученики стали хуже сдавать экзамены. Однако в этом учитель винит не систему образования, а ковидные времена и гаджеты, которые дети используют слишком активно.
— В пятых-шестых классах, во время пандемии, школьники не изучили ключевые темы. База для сложных тем русского языка оказалась потеряна в 2020/21 учебном году. Также дети, родившиеся в 2007 – 2009 годах, с ранних лет привыкли к гаджетам. Приведу пример: однажды я пришла в детскую поликлинику, но в коридоре была полная тишина — никто не бегал, не кричал, не баловался. Дети сидели в телефонах, смотрели мультики. Они перестали общаться! Дети не умеют разговаривать. А как научиться писать на русском, если не практиковать речь?
Кроме того, у детей сейчас кратковременная память. Они запоминают что-то на занятии, но через неделю это забывают. Был случай: писали сочинение по одному тексту в сентябре и мае — никто даже не вспомнил, что мы уже разбирали его. Еще ученики не умеют соотносить задания с правилами. Например, из пяти похожих заданий верно решают только одно, потому что применяют одно правило ко всем типам задач. Но в ЕГЭ по русскому 26 заданий, и каждое требует разного подхода!
Еще одна причина ухудшения результатов на ЕГЭ — незнание значений слов. Школьники не читают книги, а при чтении сталкиваются с незнакомой лексикой. Из-за этого пишут слова неправильно.
