Каждый год сотни тысяч российских старшеклассников с замиранием сердца ждут результатов ЕГЭ и проходных баллов. Они учились по ночам, ходили на курсы, решали десятки вариантов, но их усилия сталкивались с реальностью: бюджетных мест просто не хватало на всех. В 2024 году из школ выпустилось около 635 тысяч выпускников, а бесплатных мест в вузах оказалось всего 447 тысяч. Это значит, что почти 188 тысяч ребят остались за бортом.
И
тут возникает еще один, особенно болезненный для школьников момент: все больше
абитуриентов получают право поступать по квоте вне общего конкурса. Льготные места
увеличиваются, а общее число бюджетных мест не растет, получается, что места
для конкурсников «съедаются». И тогда школьник, который годами готовился к
экзаменам, может не пройти на бюджет не потому, что плохо сдал ЕГЭ, а просто
потому, что его место занял льготник. В 2025 году данная ситуация ощущалась особенно остро, и социальные сети были заполнены гневными комментариями в сторону льготников. Многие
выпускники рассказывают: «Я набрал 85 баллов по профилю, а проходной 84… но на
бюджет взяли только 10 человек, а 15 мест ушло по квоте». Подростки
начали задаваться вопросом: а стоит ли вообще стараться?
Именно поэтому инициатива сенатора Совета Федерации Айрата Гибатдинова заслуживает внимания. Он направил письмо министру науки и высшего образования Валерию Фалькову с предложением увеличить общее количество бюджетных мест по программам бакалавриата и специалитета. Суть предложения в том, чтобы рост числа льготников не происходил за счет абитуриентов, поступающих по конкурсу. Гибатдинов считает, что государство должно обеспечить дополнительные места, чтобы поддержать и тех, кто имеет право на льготы, и тех, кто добился высоких результатов на ЕГЭ. Такой подход позволит избежать конфликта интересов. Многие студенты с воодушевлением восприняли инициативу и активно поддержали ее, видя в ней справедливый подход.
Без изменений мы рискуем столкнуться с тем, что все больше талантливых ребят будут:
· отказываться от поступления в вузы
· уезжать учиться за границу
· или вынужденно идти на платное обучение, которое для многих семей является непосильной ношей.
При этом не для всех платное обучение оказывается оправданным: многие студенты отмечают, что вложенные средства не соответствуют реальному качеству образования. В таких случаях высокая стоимость обучения превращается в финансовую потерю. Кроме того, студенты, обучающиеся на платной основе, чувствуют себя обделенными вниманием со стороны вуза: они реже получают академическую поддержку или помощь в трудоустройстве. Создается ощущение, что платников воспринимают лишь как источник дохода. В ответ на это одна из студенток предложила меры поддержки для обучающихся на платной основе:
Справедливая система поступления должна учитывать и права льготников, и заслуги абитуриентов с высокими баллами. Увеличение числа бюджетных мест — логичный шаг, чтобы не ставить одних против других. Важно и поддержать тех, кто учится на платной основе. Доступ к стипендиям, скидкам, проездным и помощи в трудоустройстве мог бы заметно облегчить их положение и сделать платное обучение менее обременительным.
Евгения Щербенева