Артемий Черкашин — сотрудник лаборатории лёгких материалов и конструкций СПбПУ, инженер-технолог ООО «Завод Магнетон», уполномоченный инженерно-строительного института СПбПУ по целевым проектам
- Как начинался ваш путь? Почему вы выбрали именно эту профессию?
Будучи ребёнком, я хотел стать хирургом, но становясь старше, я понял, что мне было бы трудно осознавать возможные потери среди пациентов.
Моё увлечение игрушками-конструкторами впоследствии отложило идею стать архитектором. Поэтому выбрал то, что актуально – профессию инженера-строителя или архитектора, ведь люди всегда строили, строят и будут строить. Для того чтобы набраться начальных умений, пошёл в школу искусств и, уже за два года, в деле изобразительного мастерства, догнал ребят, которые занимались уже более 5 лет. Когда настало время выбирать вуз, я остановился на двух СПбГАСУ и Политех. Архитектором я мог стать в ГАСУ, но там не было военной кафедры, а Политех имеет выше статус, там есть строительный факультет и его выпускниками были: один из основателей советской разведки Артур Христианович Артузов, лауреат Нобелевской премии по физике Петр Леонидович Капица, инициатор создания и главный конструктор танка Т-34 Кошкин Михаил Ильич и многие другие великие учёные. Но, честно говоря, о том, что там учились эти люди я до поступления и не знал. По окончанию школы поехал из своего родного Краснодарского края поступать сюда в Санкт-Петербург в Политех на инженерно-строительный факультет. По распределению попал на кафедру строительства объектов возобновляемой энергетики и получил там степень бакалавра. В магистратуру поступил по направлению «Теория проектирования зданий и сооружений» и окончил магистратуру с отличием.
- Как быстро удалось найти работу по специальности после выпуска? В чем основная сложность?
Поступив в магистратуру, я озадачился поиском работы, ведь практические знания иногда полезнее теоретических. Пошел на собеседование в организацию по экспертизе и обследованию зданий и сооружений, куда меня приняли, и в дни производственной практики по расписанию университета работал там.
Из-за особенности работы, чтобы провести осмотр конструкций, организации-заказчику на некоторое время приходилось останавливать своё производство или какой-то отдельный рабочий процесс, будь то 1100-метровая подземная шахта или деревообрабатывающий цех. Поэтому основной сложностью было согласование времени и людей, кто будет сопровождать меня как эксперта на опасном производственном объекте. Даже приходилось обследовать конструкции открытых распределительных устройств, у которых напряжение некоторых деталей достигало 330 тысяч вольт. Работа весьма интересная и разнообразная.
- Над чем вы сейчас работаете? Чем приходится заниматься на практике, что входит в ваши обязанности?
После окончания магистратуры, я решил пойти дальше и поступить в аспирантуру. Появилась идея путем использования возможностей института продолжить разработку сверхпрочного бетона на основе наноуглеродных структур, который кроме прочности обладает способностью поглощать электромагнитные волны. Подал заявку на грант фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере «УМНИК» и выиграл его. В рамках данного гранта, я должен синтезировать на порошковых материалах (в том числе на строительном цементе) углеродные нанотрубки и нановолокна. Изучил данную технологию и продолжаю нарабатывать материал в лаборатории лёгких материалов и конструкций СПбПУ, где я являюсь ее сотрудником. Кроме того, параллельно я занимаюсь сбором более производительной установки по синтезу наноуглеродных композиционных материалов.
Еще я являюсь инженером-технологом ООО «Завод Магнетон», где я подбираю феррит, который будет служить в моем бетоне функциональным наполнителем, как радиопоглотитель.
Также, я был назначен уполномоченным представителем по целевым проектам от инженерно-строительного института. Обязанности этой должности предусматривают работу с сотрудниками инженерно-строительного института по содействию выполнения тендеров и договоров внебюджетных заказов. Появилась идея расширения лаборатории испытания грунтов, которая на данный момент, не достаточно эффективно работает. С середины января 2016 после выходных буду проводить переговоры с ООО «ГеоСтройПроект» для совместной кооперации и выполнении заказов по испытаниям образцов. В рамках данной лаборатории совместно директором испытательно–сертификационного центра «Высота» Пестряковым И.И. планируем создать центр по широкому спектру испытаний не только грунтов, но и в целом строительных материалов.
- Что из того, чему учили в университете, действительно пригодилось в работе?
Ввиду многообразия поля моей деятельности пригодилось абсолютно всё. Правда, комплексные числа из математического анализа, пока не понял, куда буду применять.
- Насколько ожидания от профессии совпали с реальностью?
Приходится постоянно подстраиваться под ситуацию, поэтому детская мечта быть архитектором увела в другую сторону, но от этого еще интереснее.
- Что дальше, какие планы на будущее?
Расширение своих компетенций, развитие лаборатории, защита кандидатской диссертации. Семья, дети.
- Считаете ли вы свою профессию перспективной и востребованной?
Как становится ясным из вышесказанного. Человек с моей профессией инженера-строителя, способен работать во многих производственных и научных областях. Я получил широкий опыт и считаю эту профессию более чем востребованной (но тут уже от человека всё зависит и как он проявит себя).
- Чего, по-вашему, не хватает выпускнику для того, чтобы считаться квалифицированным специалистом?
Если выпускник априори учился осознанно (не просто для диплома) и выполнял все задания самостоятельно, ему достаточно быть плюс к этому энергичным человеком, который стремится к общению со специалистами разного рода и направлений, потому как зачастую в крупные фирмы требуется в первую очередь умение работать в команде. Ну, и всё-таки очень важна практическая работа и умения пользоваться законодательными и нормативными документами.