Когда создавался проект, я училась в седьмом классе физико-математического лицея 239 и занималась робототехникой у одного из моих тренеров — руководителя Центра Робототехники Сергея Филиппова. Робототехнику в лицее проходят три года, первые два из которых ученики знакомятся с основами, а на третьем - готовят творческий проект в качестве годового зачета. Мне необходимо было придумать проект, с которым нужно было выступить на конференциях.
Тема с роботом-носильщиком на железнодорожных станциях была придумана не сразу. Сначала мы с моим вторым руководителем, Антоном Оболенсковым, хотели сделать некоего робота-музыканта, который с помощью запрограммированого смартфона считывал бы ноты с листка и проигрывал их с определенной интонацией. Но через некоторое время поняли, что осуществить это довольно трудно, и сама идея не совсем актуальна. После долгих раздумий и предположений появилась мысль сделать робота, который разносит вещи на железнодорожной станции.
Насчет того, что робототехника — «мужская» тема: да, возможно, гуманитарием быть гораздо проще, но за свои пять лет обучения я поняла, что мне нравится разбираться в программах, самой писать их, что-то создавать, проектировать. На самом деле, каждый может разбираться во всем, будь это робототехника или история — неважно. Важно то, хочет ли он этого сам и нужно ли ему это.
Работа над проектом начиналась с моделирования конструкции. Вместе с руководителями старались сразу учесть все недочеты аналогов и возможные проблемы. Когда первая версия конструкции была готова, я перешла к программной части, и тут уже выяснилось, что из-за каких-то недочетов в конструкции не работает программа. И так постепенно шла отладка. Иногда мы добавляли что-то новое, а благодаря маме я смогла продемонстрировать робота на полигоне, который представлял собой макет железнодорожной станции.
Самым трудным я считаю как раз отладку конструкции и программы. Если у тебя что-то не работает, ты должен разобраться, в чем именно заключается проблема и придумать, как ее решить. У меня было несколько программ, одна из которых являлась основной для смартфона, с которого при помощи определенной комбинации кнопок запускались программы на контроллере, чтобы подъехать к определенному вагону на определенной платформе. Иногда возникали проблемы со связью контроллера и смартфона, но такое было довольно редко.
Самым интересным было представление проекта. Среди слушателей и судей на двух конференциях, на которых я была, находились те, которые предлагали мне интересные мысли, идеи. Мне нравится, когда есть люди, которым действительно что-то интересно — они делятся мыслями, задают вопросы. Их я всегда готова выслушать, найти ответ, обсудить идею.
Работая с проектом, я улучшила свои навыки в программировании смартфонов и представлении проектов на конференциях, узнала, как правильно связывать смартфон с каким-либо контроллером и какие могут быть недочеты в конструкциях. При создании моих будущих проектов это может мне сильно помочь, я думаю.
Проект занял 3-е место на школьной конференции и 1-ое место на конференции «Военмех открывает таланты». В дальнейшем моя идея действительно может быть реализована, потому что на вокзалах не очень удобно всюду носить за собой тяжелые вещи. Также я хочу продумать, как именно робот будет прокладывать путь на вокзале при большом количестве людей, а также исправить все недочеты, полученные в ходе работы над проектом.
Поступать планирую все в тот же Военмех, скорее всего программистом, но у меня впереди три года дальнейшей учебы — кто знает, что ещё будет.
Название проекта: робот-носильщик на железнодорожной станции
Руководители: Антон Геннадьевич Оболенсков, Сергей Александрович
Филиппов
Филиппов
Автор: Марина Рафальская, ГБОУ СОШ 163, 8 класс, Центр робототехники ФМЛ 239