И что — кто-то полагает, что достаточно прочесть этот текст — и получить в руки золотую рыбку, угодившую в социальную сеть?
Во-первых, даже если бы и существовал секрет успешного блогерства и я бы его знал, — после того, как его узнали бы все, он перестал бы работать. Как только все осваивают стратегию победы, стратегию необходимо менять. (По-моему, я неплохо сформулировал для человека, сидящего за компьютером в третьем часу ночи.)
Во-вторых, этот секрет существует, и я его знаю.
Просто для всех «успешный блогер» — это успешный с точки зрения публики.
А для меня «успешный блогер» — это тот, кто успешно выполняет свои задачи посредством блога. Я, например, дублирую в ЖЖ свои тексты, публикуемые в «Огоньке», на «Росбалте» или на Snob.ru. Отчасти потому, что в перечисленных изданиях нет бюро проверки. Нет проверки — значит, проскакивают ошибки, а мне ведь потом из этих текстов составлять книги! Однако мои френды ошибки исправляют. То есть бесплатно выполняют ту важную работу, которую больше не выполнит никто (и я им очень благодарен). Следовательно, у меня успешный блог. И с точки зрения функции исправления ошибок число фолловеров (около 4000) не так важно. Важнее, чтобы меня читала парочка образованных людей, которым не лень написать коммент. А то, что я функцию проверки не афиширую, — ну так это мой личный блог. Что хочу, то и ворочу.
Я разочаровал? Вы от меня ждете не логического секрета, а технологического?
Извольте.
Некоторое время я занимался стартапом «Новые русские медиа»: загляните на сайт NewRusMedia.ru. Целью проекта было как раз изучить причины популярности в Интернете. И у интернет-знаменитостей, привлеченных в качестве экспертов, я интересовался причинами их собственной популярности.
Как вы думаете, каков был самый популярный ответ?
Правильно: «Просто я давно веду блог».
Так что пишите чаще и не отчаивайтесь, если усилия не вознаграждаются сразу. Книжицы никому не известного Бориса Акунина валялись на всех книжных развалах пару лет, прежде чем все кинулись Акунина читать.
Я не утверждаю, что регулярность и есть стратегия победы. Однако это необходимое условие. Я не знаю ни одного блогера в top-50, кто не вел бы регулярных записей. Это же очевидно: из игры первым вылетает не тот, кто проигрывает, а тот, кто не играет.
Второй компонент успеха — это, назовем так, «тематичность», что несколько противоречит моей практике (я пишу обо всем: и о судьбе левой идеи, и о ресторанах — моя жена — ресторанный критик, так что мы обедаем вне дома часто). Еще Хемингуэй советовал начинающим литераторам писать про то, что они лучше всего знают. Лучше всего, а не лучше всех! Вот и пишите. Даже если нечего написать кроме того, что вам 15 лет, мама купила котенка, а ночью снятся сны, от которых краснеешь поутру. Поверьте, тысячи будут читать отчет 15-летнего о жизни 15-летнего (а не его рассуждения о судьбах мира, который он пока знает мало).
Ну и третий совет — читать тех, кто кое-чего в социальных сетях добился. Например, меня. Ибо, как справедливо подметил Пастернак, «наука начинается с отрицания, а искусство — с подражания».
Колонка Дмитрия Губина была опубликована в номере «ПУ» за ноябрь 2012 года (№1, 7001).