Детская мечта о карьере актера может перерасти в осознанный шаг при выборе дальнейшей профессии. Именно так произошло со мной. Четыре года в театральной студии, ежегодные выступления на школьной сцене, десятки стихотворений в голове и одна большая цель – поступить. После сдачи ЕГЭ, для актерского факультета это русский язык и литература, впереди меня ожидали типичные творческие испытания: консультация, три тура и собеседование.
Как показывает практика, именно консультацию чаще всего не проходит большая часть абитуриентов. Мастер сразу считывает типаж и делает выводы о профессиональной пригодности поступающего. Далее – первый тур. На него приходят люди, чем-то «зацепившие» комиссию, которых она старается раскрыть и разглядеть новые черты абитуриента. Схема та же – десять человек в комнате, далее идут наиболее сильные и разносторонние. Перед вторым туром поступающих ждет встреча с концертмейстером, который репетирует с ними песню для дальнейшего этапа. Начиная с него, комиссия выставляет баллы, которые в конечном результате суммируются вместе с результатами ЕГЭ и последующим туром.
Почему меня не взяли?
Именно порог второго тура мне не удалось переступить. После «вылета» из большой гонки, я не стала винить педагогов и гневно упрекать их в том, что мой талант не разглядели. Стараясь мыслить объективно, я сделала простой вывод: значит это не мой мастер и не то место, где я действительно должна быть. Мыслей о том, что я бездарность не возникло. Перед моими глазами сбрасывали со счетов десятки молодых людей, им не давали шанс пройти дальше консультации и раскрыть себя в полной мере. Я же получила его и бонусом бесценный опыт, который, безусловно, пригодится мне в дальнейшем.
Что могло бы ждать меня после прохождения второго этапа?
Третий тур – исполнение драматических произведений. Абитуриентов разбивают на группы по два-три человека, дают задание и время на подготовку. Ребят, прошедших все испытания, ждет заключительный шаг – собеседование, на котором мастер старается выявить психологические качества, связанные с выбором профессии, кругозор и интерес к театральному искусству.
Несмотря на то, что в полной мере мне не удалось ощутить на себе сложность этих задач, я вышла с огромным багажом знаний, о котором теперь могу рассказать.
Что читать?
Выбор репертуара, пожалуй, самый важный критерий при подготовке к прослушиванию. На сайте вуза можно найти минимальный перечень того материала, который должен быть в программе абитуриента. Это, прежде всего, стихотворение, проза и басня. Желательно подготовить несколько произведений различных жанров – чем больше, тем лучше. Выбирать нужно то, что нравится в первую очередь тебе, что ты чувствуешь и понимаешь, что сможет тебя раскрыть полной мере твоих возможностей. Как это сделать? Представь, какую роль ты бы смог сыграть исходя из внешности и темперамента. Также важно понимать, что мастер в день может прослушать до ста человек, и если каждый второй будет читать «Я помню чудное мгновенье», то это будет говорить о маленьком кругозоре и нежелании найти что-то более «эксклюзивное». В том случае, когда без данного стихотворения ты не видишь своего репертуара, нужно прочитать его не как все, чтобы тебя точно запомнили и пропустили на следующий тур.
В чем быть?
Прослушивание – это официальное мероприятие, на котором категорически запрещено появляться в шортах, майках и пляжных босоножках. Одежду стоит выбирать подчеркивающую все твои достоинства и скрывающую недостатки. У девушек это однозначно юбка или платье, у юношей брюки и рубашка. Первым, помимо одежды, нужно не забыть о макияже, который должен быть максимально естественным и поможет показать типаж без искажений. Нанеси на губы красную помаду, и амплуа тут же изменится.
Волосы лучше убрать заранее, чтобы лицо было открыто и мастеру ничего не мешало «считывать» информацию.
Что нужно уметь?
Вне зависимости от этапа прослушиваний, абитуриента могут попросить спеть или станцевать. Данным способом мастер проверяет наличие слуха и ритма. Пренебрегать испытаниями не стоит, так как при выборе между поющим абитуриентом, попадающим в ритм музыки и только хорошо читающим стихи, предпочтение отдадут тому, кто представит себя в качестве более универсального актера.
При прочтении басни с животным представитель комиссии может попросить показать его. Не важно свинья это или мышь, важно – как быстро ты среагируешь и вольешься в предложенные обстоятельства.
Смотрят ли на ЕГЭ?
В правилах приема вузов всегда пишут минимальные проходные баллы. И театральный институт - не исключение. Однако в приоритете они стоят на последнем месте и посмотрят на них только в том случае, если абитуриент успешно пройдет творческие испытания.
Если карты ложатся так, что ты не проходишь – не нужно отчаиваться и зарывать талант в могилу. Помни, что мастер, набирающий курс, ставит перед собой задачу найти определенные типажи и амплуа, с которыми в дальнейшем смог бы работать и на выходе поставить спектакль. В первую очередь он отталкивается от этих факторов, а не от плохо прочтения стихотворения или личной неприязни именно к тебе. Главное в сложившейся ситуации – это не отчаиваться, совершенствоваться и, если ты действительно «горишь» театром, то поступать в следующем году. Твой мастер обязательно возьмет тебя!