Водичкой по менспрендингу
В октябре 2018 года студентка СПбГУ Анна Догвалюк организовала акцию по борьбе с менспредингом (привычкой пассажиров-мужчин сидеть с широко раздвинутыми ногами и занимать больше одного места в общественном транспорте). Она обливала мужчин «концентрированным раствором с отбеливателем» (по крайней мере, так заявлялось). Активистка хотела обратить внимание властей на мужчин с «неприлично» раздвинутыми ногами, но по каким критериям определять градус «неприличности», она не пояснила. Девушка требует поднять эту проблему на законодательный уровень и ввести административную ответственность за позы с широко расставленными конечностями. Делать этого власти, конечно же, не собираются, но и наказывать Догвалюк за пролитую воду тоже никто не стал. Лица активисток (девушка действовала с подругой) засветились даже на ТВ, а потом и вовсе выяснилось, что перфоманс — чуть ли не постановочный. И что это было? И для кого?..
Активистка, Полина Музыка (московская художница, работающая в провокационном стиле), создала скандал вокруг темы феминизма в прошлом году. Она организовала перформанс «Самое лучшее феминистское искусство». Экспонатом выступил столик, на котором располагалось 80 стаканчиков с красным вином. По словам Музыки, рядом было описание инсталляции, в котором было написано про приворот на месячных. Напиток предлагался всем желающим и, по словам Полины, стаканчики расхватали за 15 минут. Некоторые не увидели описания, другие – не поверили, что в вино добавлена менструальная кровь художницы. После того, как куратор выставки рассказал, что кровь настоящая, нескольких человек вырвало. Полина рассказала, что цель этого мероприятия была в том, чтобы стать ближе с посетителями.
Ника Водвуд ведет канал на YouTube«NixelPixel». Сидя на стуле, она активно пропагандирует мнение о том, что мужчины — это существа, которые только и умеют, что угнетать женщин и насиловать их. Даже сами мужчины, посмотрев ее канал начнут думать, что с ними что-то не так. Также у Ники иногда появляются странные посты в Твиттере и Инстаграме с рассказами про то, как она редко моется и переодевается, считает это естественным и призывет к этому остальных.«Я иногда по пять дней одну и ту же футболку ношу и мне бывает неохота мыться или просто трудно встать с кровати, отчего у меня потом на спине и груди прыщики маленькие. Потом я себя ругаю и меняю футболку чаще, но это все равно случается!<…>Это мой мешочек с костями, какашками и потом, и я с ним делать могу абсолютно всё что угодно. В мире достаточно пропаганды усиленного намывания, оттирания и избавления от запаха»
За мелькающими в соцсетях бесконечными перепостами очередной Догвалюк или «нихель» очень сложно заметить разумные ресурсы движения. Например, канал «Женская власть» Залины Маршенкуловой хорошо известен в узких кругах адекватных феминисток. Залина старается выводить его на широкую аудиторию за счет сарказма и чёрного юмора — а иначе никак. «Возможно, если бы вся жизнь была похожа на среднюю школу, девочки правили бы балом, обходя ребят по всем показателям. Но взрослая жизнь требует смелых самостоятельных решений, умения давать отпор и продолжать идти вперед после поражений.»
Совсем немногие слышали о движении «Она». Это российское феминистическое объединение, которое борется с сексизмом. На их сайте есть описание идеологии, история создания и принципы, за которые они борются. Участницы создают феминистское телевидение, ликбез-проекты, кампании против насилия и унижения женщин. Главное достоинство этой организации в том, что она не только борется за права женской половины, но и объясняет, почему это необходимо обществу. Ради просвещения общества «Она» собирает электронную библиотеку о фем-темах и устраивает кинопоказы.
Вот только кому нужен ликбез, когда хочется быстрых революций? И зачем читать лекции, если можно просто не мыться и писать об этом в инстаграм. Быстрый результат, и делать ничего не надо. Правда, о том, что последствия у этого оказываются катастрофичными, и нередкими становятся комментарии «уж лучше патриархат, чем ТАКОЙ феминизм», никто не задумывается. Наверное, по извечному русскому принципу «на наш век хватит, а там хоть трава не расти».