«Садись, Петров, если дальше так пойдёт, после школы будешь работать дворником», – кто не слышал эту страшилку от МарьИванны? Петров обычно в ответ весело улыбается, но, как оказалось, зря. Ученые из Королевского колледжа Лондона доказали, что предсказания учителей насчёт достижений их учеников сбываются.
Психологи из Королевского колледжа Лондона провели исследование на пяти тысячах пар близнецов. Они изучили их успеваемость в школе, сравнивая результаты стандартизированных тестов и оценки учителей. Особенно большое внимание уделили двум важнейшим экзаменам – GCSE (General Certificate of Secondary Education) и A-level (Advanced Certificate of Secondary Education), их сдают в 16 и 18 лет соответственно.
Это так называемые «экзамены с высокими ставками», их можно сравнить с нашим ЕГЭ. Оказалось, что, с одной стороны, учителя оценивают своих учеников почти на уровне тестов. С другой, учителя точнее, чем тесты, угадывают образовательное будущее ученика, например, поступит он в вуз или нет.
Педагоги опередили тесты, потому что учителя лучше понимают ребёнка, его склонности и способности, считают ученые. Поэтому психологи предлагают заменить тестирование на обычный экзамен с участием учителя. К тому же, на важном экзамене ребенок часто нервничает, и это ухудшает результаты.
Очень напоминает наш ЕГЭ, не так ли?
Оказывается, в Великобритании – та же проблема, здесь давно озабочены тем, что тестирование нервирует детей. Бесплатная консультационная служба для детей Childlineв отмечает, что сегодня на первом месте у школьников – беспокойство за результаты экзаменов, и количество учеников, нуждающихся в консультировании из-за давления в школе, растёт.
Примерно об этом же говорила в своем выступлении на недавно прошедшем в Петербурге международном педагогическом форуме доктор биологических наук, профессор Татьяна Черниговская: «Наша цивилизация создавалась не по правилам, и Эйнштейн ЕГЭ бы не прошёл».
«Нельзя использовать одинаковый подход для всех учащихся, – считает доктор философских наук в области образования и развития человека Бони Хэмилтон. – Полученные знания становятся индивидуальными для каждого из них, так как проходят через призму личного опыта. Спросите себя, смогли бы ваши родители стандартизировать воспитательный процесс? Если воспитание не может быть унифицированным, почему мы думаем, что обучение тысяч детей может быть таковым?«