Новые технологии внедряются в нашу жизнь и играют в
ней все более значимую роль. Уже давно не нужно получать талоны на питание в
школьной столовой — можно пополнить баланс социальной карты, благодаря которой родители
дистанционно могут отслеживать, как их ребёнок посещает школу и питается в ней.
В один клик можно записаться на приём к врачу и прийти в своё время, а
не сидеть часами в «живой» очереди. В жизни современного школьника
информационные технологии встречаются на каждом шагу, начиная с таких простых
пунктов и заканчивая персональным учителем-ботом.
Стремительное
развитие технологий меняет систему образования — получить знания становится легче
благодаря искусственному интеллекту и избытку информации вокруг нас. Но с этим избытком не каждый может справиться.
Именно поэтому в мире появляются инновационные школы, шагающие в ногу со
временем и помогающие ученикам найти своё место в жизни.
Чем раньше мы взрослеем, тем труднее нас заинтересовать
Дети начинают пользоваться гаджетами всё в более
раннем возрасте. «Вот мы в его годы играли в прятки
и поливались водой, а у него уже iPhone» — говорят 17-летние подростки про нынешнего первоклассника. С этим ничего не
поделаешь — люди подстраиваются под мир, устремлённый в будущее.
Поэтому ещё
одна функция инновационных школ, упомянутых выше, — привлекать внимание детей,
находя новые способы их обучения, чтобы мотивировать их учиться, а не сидеть в телефоне. Педагоги
отходят от традиционных методов преподавания и применяют новые технологии в
обучении молодого поколения. Чем шире спектр этих методик, тем больше
вероятность становления разносторонней личности, умеющей адаптироваться к
современной жизни.
Школы будущего уже совсем рядом
Как пример — моя школа №1253 на Крымском Валу в Москве. Её здание не похоже на классические школы:
оно имеет два корпуса, соединенные стеклянным переходом. В рекреациях — пуфики
и диваны, создающие уютную домашнюю атмосферу, тут же большой
экран, информирующий учащихся и учителей о мероприятиях, проходящих в школе,
интересных фактах или о том, какие события произошли в этот день. Примечательно, что информацию, которая появляется на этом экране, создают сами ученики в медиастудии — месте, где есть студия звукозаписи, видеостудия, принтеры для тиражной печати... Словом, это место
работы школьных СМИ.
Учебные классы в нашей школе — многофункциональные
аудитории с современным оборудованием. Везде есть электронные
доски, для которых не нужен вечно заканчивающийся мел и на которых можно
смотреть обучающие фильмы. Кабинеты химии напоминают научные лаборатории, кабинеты технологии — настоящие столярные мастерские. А ещё есть классы для занятий
робототехникой, кулинарией и швейным делом.
На верхнем этаже нашей школы есть зимний сад со
стеклянным потолком и возможностью безопасного выхода на крышу. Там, среди
растений, работают школьники-биологи и экологи, а по вечерам начинающие астрономы отправляются изучать
звёздное небо.
Образовательный процесс каждого ученика в школе №1253
строится по его личным интересам и способностям, поэтому все классы разбиты на
профили: экономический, лингвистический, инженерный, медицинский, юридический
и медийный. Благодаря такому делению дети могут
более глубоко окунуться в изучение интересующей их сферы, а по остальным
предметам получать лишь основные знания и навыки.
Я учусь в медиаклассе
Это направление тесно связано с
информационными технологиями и шире всех
других охватывает тенденции развития современного мира. Список профессий,
которым нас учат в классе, огромен: от журналиста до программиста.
Благодаря такому
предмету, как медиатехнологии, где основным нашим инструментом является не
традиционные тетрадь и ручка, а компьютер, мы учимся искать, сортировать и
грамотно использовать информацию. Мы берём интервью, снимаем и
монтируем видео, обрабатываем фото и, конечно, пишем и редактируем тексты. Мы ведём личные блоги в интернете, соблюдая права авторства на
интеллектуальную собственность, учимся конструировать сайты и наполнять их
контентом, изучаем правила поведения пользователей в интернет-среде.
Помимо этого, у нас есть
предмет «индивидуальный проект», где каждый ученик создаёт и защищает свой проект. Школы даёт ученикам возможность реализовать свои идеи или выдвинуть решение
для какой-либо проблемы, а ещё наделяет ученика такими качествами, как
ответственность, организованность, умение ставить четкую цель и находить разные
пути и средства для её достижения. Наконец, школа развивает проектное мышление, что
очень важно для успешного человека.
Хочется также отметить, что медиакультура — уровень развития человека, способного воспринимать и анализировать информацию,
передавать её, усваивать новые знания и заниматься творчеством является
определяющим фактором социализации в информационном обществе. Вот почему
предмет, связанный с медиасферой, так важно включить в программу образования
современных школ.
Медиакласс на семинаре от Mosobr.tv
Насколько широки границы образовательной сферы?
В неё уже входят не только школа, колледжи и университеты. Сейчас любой
желающий может записаться на специальные тренинги, поучаствовать в
мастер-классах или послушать лекции по интересующей его теме, отправиться на
фестиваль или на экскурсию в какую-либо компанию и увидеть механизм её работы
изнутри.
Государство организовывает множество образовательных мероприятий: это,
например, программа «Московское кино в школе», в рамках которой ученики и их
родители могут посмотреть шедевры отечественного кинематографа и пообщаться с
представителями киноиндустрии. ЭтоМосковская Электронная Школа, включающая в
себя интерактивные уроки, электронную библиотеку и многие другие полезные
функции. Это множество онлайн-семинаров, всевозможные конкурсы школьных
проектов, творческие встречи, экскурсии и дни открытых дверей.
Организаторы
всех этих мероприятий ставят себе цель вырастить квалифицированных работников
и конкурентоспособные личности, которые будут востребованы в будущем. Для
школьников это полезно: можно и пополнить свой багаж знаний, и на практике
приобрести необходимые навыки. Всё это, конечно же, поможет при поступлении в
вуз.
Творчество помогает образованию
Нельзя не отметить, что в мире появляются креативные пространства. Чаще всего
это территории отживших свой век заводов и мануфактур, которые используются для
свободного творчества и самовыражения, обмена идеями и опытом между людьми. Там организовывают выставочные залы, лектории и кинотеатры, куда люди
приходят, чтобы культурно просвещаться, узнавать что-то новое, набираться
впечатлений, а значит — развиваться.
Извлекаем пользу из Глобальной сети
Словно грибы растут образовательные платформы в Интернете. Такие проекты, как «Coursera», «Лекториум»,
«Постнаука», «Арзамас», — настоящие онлайн-университеты. Они
сочетают в себе огромную медиатеку, насыщенную видеоуроками от
лучших учёных и преподавателей, собственные онлайн-курсы по любой теме, а также
обсуждение с другими учениками и дополнительные материалы в виде статей,
подкастов, игр и видео.
Казалось бы, все для школьников, учись — не хочу! Но
здесь всплывает обратная сторона использования Интернета — ребята становятся
зависимыми. Сейчас невозможно представить себе школьника без телефона (да и
не только школьника, честно говоря). Чрезмерное и неграмотное
использование Интернета приводит к недостатку живого общения и нежеланию школьника
думать самому. Для многих легче забить вопрос в поисковую строку и выбрать
первый попавшийся ответ.
Но всё же применение новых технологий в
школьной жизни необходимо. Например, в моей школе
существует выставка природных минералов, где рядом с каждым образцом вместо
таблички с описанием изображен QR-код.
С помощью специального приложения можно считать его и попасть на страницу,
где представлена полная информация о минерале. По-моему, это очень
хорошая находка!
Самореализация
Пространство Интернета также обеспечивает широкие возможности
для реализации творческого и умственного потенциала ребят. Хочешь поделиться своим личным опытом,
рассказать о внутренних переживаниях и мыслях — создай свой блог. Хочешь
высказаться и поучаствовать в дискуссии — добро пожаловать на форум. Хочешь популяризировать свой проект или организацию — создай
сайт или сними видеоклип и выложи его в сеть. Если ты начинающий
журналист или писатель публикуй свои произведения для широкой аудитории и добивайся
признания в обществе. Одним словом, благодаря Интернету человек удовлетворяет
свои потребности в самоутверждении, общении и познании.
Как объединить приятное с полезным
Одна из новейших возможностей в области образования — это международные программы обмена. Например, класс с учителем
отправляется в чешскую школу на неделю. Ребята учатся там, посещают
достопримечательности главных городов и живут в чешских семьях, в то время как
тем же самым занимается чешский класс в России. Я думаю, что это отличная возможность совместить приятное с полезным: и
пообщаться, и иностранный язык попрактиковать, и получить невероятное количество новых впечатлений.
Учиться чему-то можно и нужно
всю жизнь. Сегодня классического образования уже недостаточно:
меняются приоритеты и требования, развитие идёт по ступенькам вверх, и выделяться становится всё труднее. Школьные годы — лучшее время для
определения направления своего будущего развития, для поиска и понимания себя
как личности, для приобретения жизненно важных качеств и навыков, обогащения
целями, взглядами, мыслями и ценностями.
Личным опытом делится Юлия Кулешова, школа №1253, г. Москва