То, что для нашего образования назад пути нет, стало понятно, когда школьников экстренно отправили учиться домой, а затем объявили длинные каникулы. Учителей при этом уже из официального “президентского” отпуска стали напрягать необходимостью готовиться к онлайн-обучению, скачивать мессенджеры, изучать новые распоряжения и форматы работы. Всё это — в максимально сжатые сроки. Этакая школьная “шоковая терапия”, последствия которой предугадать сложно. Мы попросили порассуждать о будущем, которое ждет наше образование, абсолютных победителей конкурса “Учитель года”.
— Цифровизация медленно, но верно внедрялась в систему образования все последние годы, — рассказывает Алихан Динаев, учитель обществознания и права, абсолютный победитель Всероссийского конкурса в 2018 году. — Она встречала множество преград и недовольных учителей, родителей, школьников. “У нас нет быстрого интернета!”, “У меня нет времени этим заниматься!” “Кто будет платить за трафик?” “Они и так целый день в телефонах сидят, теперь еще и все уроки онлайн?!”
Карантин и пандемия дали колоссальный импульс развитию электронных образовательных ресурсов. Во-первых, резко выросло и будет дальше расти их общее число. Во-вторых, с каждым днем повышается их качество. В-третьих, совсем скоро наверняка появится единый агрегатор этих ресурсов, чтобы всю информацию с сотен онлайн-ресурсов можно было получить на одном сайте. Нечто подобное оперативно создали в Китае. Что-то вроде «онлайн-школа.рф» (кстати, когда я последний раз вводил такой адрес в браузер, то внезапно открылась страница, где продают медицинские маски за, страшно сказать, 650 рублей штука!).
Миллионы школьников и учителей впервые по-настоящему познакомились с электронной школой. И вот здесь начинается большой водораздел.
Одни попробовали и внезапно осознали, что, оказывается, учиться можно и дома. Зачем мне эта школа с ее проблемами и конфликтами, если все необходимое есть в интернете? Это наверняка приведет к тому, что резко возрастет количество учеников, перешедших на домашнее обучение.
С другой стороны, преувеличивать эту тенденцию не стоит. Родители консервативны. Немногие из них захотят, чтобы дети учились, не выходя из дома, просиживая часами перед экраном ноутбука или телефона. И это сейчас родители на карантине, могут контролировать процесс, наблюдать, интересоваться, смотреть вместе с детьми.
А через месяц они, уставшие, но счастливые, наконец-то отправятся на работу. И вот здесь уже родители почувствуют, что детям нужен взрослый и «живой» наставник.
Я читал об одном исследовании, где у подростков спрашивали, ради чего они ходят в школу. Самый популярный ответ — «ради общения». Дети хотят общаться! Так что и ученики, уверен, уже считают дни, когда этот треклятый карантин завершится.
Мне честно, очень хочется верить, что многие ученики почувствуют: онлайн-учеба совершенно не то же самое, что и живое общение учителями. Проведя за последние две недели примерно 15 онлайн-уроков, я могу лишь «процитировать» одного из знаменитых советских киногероев: «Какая же гадость это ваше дистанционное образование». Так что back to school!
Но переход на полностью дистанционное обучение вряд ли возможен — у нас нет таких технических средств, да и кадров. А вот то, что элементы онлайн-обучения будут вводиться более активно, вероятность большая. Хотя бы просто для того, чтобы в похожих ситуациях школа могла легко и безболезненно перейти в подобный формат.