Непривычные дистанционные уроки, отсутствие живого общения с друзьями и перенос экзаменов: это лишь малая часть сложностей, с которыми столкнулись Выпускники-2020. Они рассказали, как изменилась подготовка к экзаменам и какие решения помогают им сохранить продуктивность. Делимся результатами мини-исследования онлайн-школы «Фоксфорд».
«Сейчас я понимаю, что от меня зависит еще больше, чем раньше», – считает выпускник Владислав Нетаев, академический лицей г. Томск.
Ситуация, в которую попали школьники уникальна: систему образования в России пришлось быстро и кардинально перестроить, и не все школы оказались к этому готовы. Экзамены перенесли, но не отменили, и готовиться к ним в непривычных условиях стало ещё труднее.
Какие сложности возникли при подготовке к ЕГЭ на карантине?
Первая неделя обучения в дистанционном формате мало у кого прошла гладко: школьников подводили техника и качество связи, а учителя пытались стремительно освоить новые подходы к образованию. В итоге уходило время и страдало качество обучения, а когда до ЕГЭ остается не так уж много – каждый день на счету.
«Не все учителя сразу разобрались с системой дистанционного обучения. Также возникали трудности с трансляцией уроков в Zoom: ближе к обеду всё зависало, и многие одноклассники не могли подключиться из-за большой нагрузки на сервис. Только недавно стало полегче, вроде все привыкли и разобрались», – делится Владислав Нетаев.
Не во всех школах удалось организовать качественное дистанционное обучение с видео- и аудиолекциями. Решение стало простым: ученикам просто скидывают материал и задания, которые необходимо выполнять. На изучение новых тем теперь уходит больше времени, а возникающие вопросы приходится задавать учителям в мессенджерах.
«Как таковых дистанционных уроков у нас нет, учителя скидывают ролики, по которым можно понять тему. В целом учимся мы сами, можем только задавать вопросы по материалу учителям. Конечно, обучение в таком формате мне не нравится, стало сложнее разбираться с новыми темами», – Владимир Капустин, инженерная школа г. Астрахань.
«Раньше у нас в школе предметы шли парами. Теперь из-за того, что нельзя долго сидеть за компьютером, их разделили: один урок проводят онлайн, а второй – на самостоятельном изучении», – рассказала Евгения Ботова, лицей №1580 при МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Выполненные домашние задания школьники фотографируют и отправляют учителям на электронную почту. При таком взаимодействии сложно получить качественную обратную связь, приходиться довольствоваться только оценкой и в лучшем случае – небольшим комментарием. Из-за этого трудно понять, на какие моменты нужно обратить больше внимания и дополнительно их отработать.
«Мне не нравится обратная связь по домашке: она не очень подробная, нет разбора каждой ошибки», – прокомментировал Ярослав Вербов, лицей г. Таганрог.
В некоторых школах нагрузка на учеников возросла. Всё потому, что учителям нужно выставлять оценки, и они дают самостоятельные работы по всем предметам. Теперь когда учеба занимает больше времени, сил на подготовку к экзаменам остается всё меньше.
«У нас передвинули время уроков: мы начинаем учиться позже и заканчиваем тоже позже, уроки стали короче, а перемены больше. Плюс теперь нужно делать много заданий в самостоятельном режиме. Определенно на учебу стало уходить больше времени», – говорит Владислав Нетаев.
Сейчас школьники заняты учёбой как никогда, ведь вариантов отвлечься практически нет: в футбол не поиграешь, в кино не сходишь, с друзьями не погуляешь. Ребята учатся онлайн и свободное время тоже проводят в гаджетах. Отсутствие регулярной смены деятельности со временем приводит к потере мотивации и снижению концентрации.
«В первые 2 недели я чувствовал энтузиазм, думал, что раз есть много времени, то буду готовиться к ЕГЭ максимально серьезно. Прошло время, и концентрация снизилась, ведь приходится прорешивать сотый КИМ за небольшой промежуток времени, от этого просто устаешь», – Владимир Капустин.
«Сидеть за компьютером несколько часов подряд непривычно. Я чувствую как накапливается усталость, и сил на дополнительные занятия после школы становится меньше», – поделился Владислав Нетаев.
«Перед смертью не надышишься» – чем дольше нужно ждать экзаменов, тем больше приходится нервничать. Ситуация с пандемией меняется каждый день, только и нужно следить за новостями, а вдруг еще перенесут. Готовиться к экзаменам в условиях неопределенности – дополнительный стресс для нервной системы выпускников.
«Постоянно появляются какие-то новые слухи: то будут экзамены, то нет, и даже говорят, что могут отменить результаты олимпиад. Это морально напрягает, но я стараюсь не обращать на это внимание», – Ярослав Вербов.
Только недавно стало известно, что одиннадцатиклассники, вышедшие в финал Всероссийской олимпиады школьников 2020 года, «автоматом» признаются ее призерами.
Во многих городах выходить на улицу можно только по специальным пропускам, поэтому для тех школьников, которые ходили на курсы, неизбежна потеря темпа подготовки. Также, к сожалению, не все репетиторы готовы перевести занятия в онлайн.
«Нам пока не вернули в расписание дополнительные занятия по подготовке к ЕГЭ в школе. По английскому приходится брать задания и готовиться самостоятельно. По математике я ходил на курсы в университет, сейчас они проводятся тоже в дистанционном формате», – Владислав Нетаев.
Для школьников важно регулярно общаться с одноклассниками, обмениваться новостями, обсуждать уроки и просто веселиться. Это помогает переключиться, снять напряжение и подзарядиться положительными эмоциями. Во время карантина встретиться с друзьями в свободное время не получится.
«Я сижу дома один в своей комнате, мне очень не хватает общения с одноклассниками и учителями. Это морально напрягает и выбивает из колеи», – рассказал Ярослав Вербов.
«Современные проблемы требуют современных решений». В непредвиденных обстоятельствах школьникам пришлось быстро изменить свой план подготовки к экзаменам и использовать новые возможности. Выпускники поделились своими главными лайфхаками. Некоторым из них уже знаком формат дистанционного обучения в онлайн-школе «Фоксфорд», для других – это в новинку.
«Нужно просто понимать, зачем ты это делаешь. Я люблю учиться и знаю, что мне будет комфортно только в сильном учебном заведении. Чтобы туда поступить, нужно хорошо подготовиться к ЕГЭ», – Илья Дорохов, лицей №6 г. Воронеж.
«Я записана на курс географии с 7 по 10 класс и на курс подготовки профильной математики в онлайн-школе «Фоксфорд». Курсы онлайн – это очень удобно, занятия ведут вузовские преподаватели, дают домашние задания и тщательно их проверяют. Плюс всегда знаешь, что нужно сделать и посмотреть. Это классная дополнительная мотивация просто идти и делать», – Евгения Ботова.
«Я просто составил себе расписание, куда подробно включил все свои дела. Утром я открываю план и выполняю дела из списка», – Владислав Нетаев.
«Я наоборот даже порадовалась, что ЕГЭ перенесли на 2 недели. Есть чуть больше времени на подготовку и я могу больше узнать за это время.
А еще я стараюсь просыпаться пораньше где-то часов в 5-6 и в это время занимаюсь подготовкой к ЕГЭ по географии. У меня ее нет в школе и приходится заниматься дополнительно. В карантине есть плюс: любое свободное время можно потратить на подготовку к экзаменам», – Евгения Ботова.
«Я и раньше много занимался дома, готовился к ЕГЭ на курсах онлайн-школы. По началу было сложно, но самое главное перебороть себя. Я убрал всё, что меня отвлекало: удалил игры и приложения, которые отнимают время; стал откладывать в сторону телефон на время занятий. Через пару недель занятий через силу, я втянулся в ритм», – Ярослав Вербов.
«Чтобы не сильно уставать, нужно делать хотя бы 15-минутный перерыв через каждые 2 часа занятий. Лучше в это время дать себе какую-то физическую нагрузку. Это позволяет переключаться и сохранять продуктивность в течение дня», – Владимир Капустин.
«Общения с одноклассниками сейчас, конечно, не хватает, но мы восполняем его с помощью Zoom. Стараемся собираться там каждый вечер и разговаривать», – Владислав Нетаев.