Для сдачи ЕГЭ по английскому языку на высокий балл, нужно иметь уровень B2 по общеевропейской системе CEFR или Upper-intermediate по шкале ALTE. Эта планка довольно высокая, особенно для тех, кто учит английский лишь по школьной программе. Нужно совершенствоваться в языке самому: учить слова, грамматику и много практиковаться.
Не стоит забывать, что в любом экзамене есть свои хитрости и подводные камни, о которых нужно знать. Поэтому мы подготовили для вас разбор заданий из раздела «Аудирование, чтобы вы точно получили максимум на ЕГЭ по английскому языку!
В каждом разделе экзамена встречаются задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Поэтому выпускник, не имеющий уровень B2, теоретически может набрать баллы для преодоления порога.
Итак, аудирование. Здесь предлагается девять заданий всех уровней сложности. В основном школьников подводит произношение. Речь некоторых спикеров тяжело разобрать. И чтобы подготовиться, можно слушать аудиокниги на английском и смотреть британские фильмы в оригинале. Желательно именно британские, так как носителями американского английского аудирование не записывается.
Книги удобно слушать с текстом перед глазами, а фильмы — с субтитрами. Если попадется трудное слово, можно переслушать, прочитать и заучить. А чтобы как можно меньше спотыкаться, нужно пополнять словарный запас, ведь знакомые слова расслышать проще.
«Необходимо быть внимательным к одинаково звучащим словам! Если какое-то слово вызывает у вас затруднение, воспользуйтесь интуицией. Языковая догадка часто спасает. После прослушивания аудиозаписи постарайтесь сразу сформулировать свои собственные выводы из услышанного».
Первое задание
«Будьте внимательны к схожим формам в записи и варианте ответа, так как зачастую варианты ответа содержат ложные подсказки!», — предупреждает Анна Алексеевна.
Например, я, решая первое задание из первого июньского варианта, споткнулась на слове mistake (ошибка). Спикер говорил:
«After birthdays and Christmas, I always write thank you letters for any gifts I have received. What I didn’t realise was that every letter I sent to my Granny, since my very first attempts at making letters, had been marked and graded! My Granny is a retired English teacher. It turns out that every letter she gets she checks for bad grammar and spelling mistakes, marks them in red ink and gives them a grade!» - После Дней рождения и Рождества я всегда пишу благодарственные письма за все подарки, которые я получил. Но я не знал, что каждое письмо, которое я отправил бабушке, с самых первых попыток, было оценено и отсортировано! Моя бабушка — учитель английского на пенсии. Оказывается, каждое письмо, которое она получает, она проверяет на наличие грамматических и орфографических ошибок, помечает красными чернилами и ставит оценку!
А в КИМе одно из предложений гласило: «Sometimes it is a mistake to write a letter». — Иногда написать письмо — ошибка.
Услышав хорошо знакомое слово mistake я поторопилась ответить и допустила эту самую mistake. А правильным ответом было другое утверждение из КИМа:
«For some people, old habits never die» Для некоторых людей старые привычки никогда не умрут.
В итоге я потеряла два балла, потому что поменяла ответы местами.
Второе задание
Еще одну ошибку можно сделать в работе с диалогами. Здесь выпускнику требуется понять высказывания уже двух человек, а еще расставить утверждения из КИМа по группам:
1 – True (правда)
2 – False (ложь)
3 – Not Stated (не указано)
Анна Егорова говорит об этом задании так: «Многих учеников затрудняет формулировка Not stated, они путают ее с False. Например, диалог ведется о кино, и мы слышим, как один из говорящих сказал: «I'd prefer to watch a comedy tonight». На вопрос «His/her favourite genre is comedy» мы ответим вариантом Not stated, так как в диалоге ничего о его предпочтениях сказано не было! То, что человек предпочел бы посмотреть комедию сегодня, не значит что это его любимый жанр».
Еще одним примером послужат два утверждения из второго задания первого июньского варианта Решу ЕГЭ:
1. «Alice is going shopping for carbonated water» — Элис собирается в магазин за газированной водой.
Прослушав диалог Элис с отцом, мы узнаем, что она действительно собиралась в магазин. Но не за водой, а за разными мелочами. («I'm just going to the shop to get a few bits and pieces»). Купить газированной воды у девочки попросил уже отец. И здесь важно не путать, за чем именно она собиралась (going) изначально.
2. «Alice's brother Michael also rides a bike» — Брат Элис Мишель тоже ездит на велосипеде.
Про брата Элис в диалоге говорилось другое. Уже в конце отец спросил:
«Have you asked Mum or brother if they need anything urgent?» — Ты спросила маму или брата, нужно ли им что-то срочное?
Элис ответила, что Мишель до сих пор в колледже. То есть все, что мы узнали про брата — это то, что его зовут Мишель, он учится в колледже и еще не пришел домой. Если посчитать данное утверждение неверным (False), мы допустим грубейшую ошибку. Вдруг Мишель умеет ездить на велосипеде, водит самолет и крутит сальто назад. Об этом просто ничего не сказано. Поэтому выбираем вариант 3 — Not stated.
Задания 3-9
А что касается страха ошибиться, Анна Егорова дает еще один простой, но важный совет: «Вам следует успокоиться и садиться за задания с холодной головой. Это, кстати, касается и всех остальных экзаменов».