Разговоры о цифровизации школы велись уже очень давно:
создавались проекты, разрабатывались платформы,
проводились опросы о плюсах и минусах использования технологий. Почти год назад мы на своем опыте узнали, что такое дистанционка и цифровое образование. Сейчас стало понятно, что даже традиционная учеба не может существовать без цифровых технологий. И вот, совсем недавно Минпросвещения и Минцифры подготовили совместный проект приказа
о единых стандартах «Цифровой школы». В этом документе много подробной информации о том, какое оборудование должно быть в школах, как проводить уроки и каким должен быть цифровой образовательный контент.
Цели у этих стандартов действительно амбициозные: во многих школьных кабинетах должны появиться средства видеоконференцсвязи, проекторы, телевизоры со Smart TV или другие интерактивные системы. В каждой школе должны быть стационарные и мобильные компьютерные кабинеты. Кроме того, 60% учителей должны получить ноутбук или планшет на российской мобильной операционной системе (только не совсем понятно, на какой именно). Не забыли и про системы видеонаблюдения в школах, которые будут работать в круглосуточном режиме и на ЕГЭ.
В традиционных занятиях появятся элементы электронного обучения. Часть уроков будет проводиться с использованием цифрового образовательного контента, на лабораторных и практических работах учеников ждут интерактивные электронные материалы, виртуальные лаборатории и симуляторы.
Все это должно обеспечить равный доступ к образованию для всех учеников вне зависимости от места их проживания. Как обычно, сперва внедрение этого эксперимента будет в отдельных регионах. И только к 2024 году, возможно, начнут применять эту систему по всей стране.
Звучит это все, конечно, хорошо, но возникает очень много вопросов. И мы решили задать их директору Института развития образования НИУ «Высшая школа экономики» Ирине Абанкиной.
Наши сомнения связаны не только с возможностями системы, учебными программами, квалификациями, но и со средствами связи: «В некоторых, даже крупных регионах, очень плохая связь. Для улучшения ситуации нужны совместные усилия многих ведомств на самых разных уровнях, — считает эксперт. — Межведомтсвенные задачи, как правило, тяжелее решить. Но все возможно, если действовать последовательно и постепенно».
«Равный доступ к образованию» — правильная цель для государства, хотя и немного утопичная. Как обычно эксперимент начнется только в некоторых регионах. Скорее всего, в крупных, в которых, в принципе, все не так уж и плохо.
А что до сельских школ? В которых не то, что
техники современной нет, а учителей и кабинетов не хватает? Даже если в таких местах появятся компьютеры, будет ли от них какой-то толк? Эксперт отмечает, что условия обучения очень сильно изменились из-за пандемии и
просто оснастить школы техникой уже недостаточно: «В нынешних условиях эти вложения могут быть просто не востребованы. Раньше вся система была нацелена только на внутришкольные занятия полного дня. Вряд ли это дальнейший путь школьного образования. Развитие системы возможно при совместной работе школы, дополнительного образования и домашних занятий.
Единообразие для всех тут вряд ли возможно. Ведь не у всех есть возможности участвовать в процессе цифрового образования».
Ирина Всеволодовна затронула и еще одну проблему — отсутствие единой отечественной платформы и технологий: «Сегодня все работают на зарубежных технологиях: Skype, Microsoft Teams, Zoom и так далее — у нас такого нет, мы зависимы. Поэтому нам необходимо устойчивое партнерство и безопасность от угроз. У нас даже нет единой образовательной платформы. И это не только внутрирегиональная проблема, а проблема цифровой среды в принципе. Помимо этого очевидно, что с развитием цифровизации возрастут и расходы на эксплуатацию». Да, логично, что просто поставить технику в школу для галочки недостаточно. Ведь даже самые дорогие и современные компьютеры и проекторы требуют ремонта и техобслуживания. А кто этим будет заниматься? Об этом нигде не сказано.
Здоровье школьников тоже может оказаться под угрозой при цифровом образовании, считает наш эксперт. На данный момент нет точных исследований, какие негативные последствия могут быть при чрезмерном использовании компьютеров школьниками. Раньше считалось, что подростки могут сидеть перед экраном не больше 40 минут в день. Думаем, сейчас ученики намного превышают дневную норму. И дело даже не зависимости детей от игр или соцсетей.
Как мы уже говорили ранее, сложности возникают и у преподавателей. «Дистанционное и цифровое обучение вызывает большой стресс у учителей. Большинство из них справляется, но это сложно. Как отмечают эксперты, проблемы у преподавателей возникают не столько с техникой, сколько с необходимостью индивидуализации занятий и проверки работ, потому что на дистанционке детям стало гораздо проще списывать. Именно поэтому к преподаванию стали привлекать студентов педвузов и колледжей, — объясняет Ирина Абанкина. — Необходимы практики для студентов не только в школах, но и на образовательных платформах. Все это приведет к омоложению педагогических составов и распределению функций. Необходима связь опытных и молодых специалистов. Эти изменения помогут не только изменить школу, но и обучение в педагогических вузах. Ведь оно станет более практико ориентированным и современным».
Получится ли на самом деле реализовать все цели проекта? Не приведет ли вся эта стандартизация цифрового образования к еще большему разрыву в знаниях и возможностях? На эти вопросы нам еще предстоит ответить.
Разговоры о цифровизации школы велись уже очень давно: создавались проекты, разрабатывались платформы, проводились опросы о плюсах и минусах использов...