В марте мы рассказывали о том, что певица Манижа победила на отборочном туре Евровидения. Однако, после выхода ролика с выступлением началась настоящая травля певицы в социальных сетях. Видео с «Russian Woman» получило 100 тысяч дизлайков на Youtube. Посты о Маниже по-прежнему собирают сотни негативных комментариев. Помимо ксенофобских и оскорбительных слов о том, какую страну исполнительнице следовало бы представлять, критики высказались и по поводу внешности, голоса, костюма Манижи.
В спорах о том, имеет ли исполнительница право представлять нашу страну на Евро-2021, участвовали многие известные личности. Так, Владимир Жириновский осудил трек за чересчур феминистичный мотив, а Ксения Собчак и Лолита Милявская, напротив, поддержали девушку.
Крупные компании тоже оценили яркое выступление. Например, ВКонтакте разместил на медиафасадах зданий в Москве и Петербурге видеоролик с призывом «Слушайте женщину!». А на сайте и в сервисе Boom — баннеры с пожеланиями певице удачи на Евровидении.
Также Манижу поддержал британский косметический бренд THE BODYSHOP: предложил исполнительнице сотрудничество.
Так что же так не устроило российскую общественность в Маниже?
По статистике поисковых запросов Гугл, популярность певицы за первую неделю после победы возросла в 100 раз. До участия отборочном туре Манижа выпустила двадцать синглов и три мини-альбома. Она выступала под псевдонимом Ру. Кола, снимала клип с Семеном Слепаковым, участвовала в конкурсе (и стала финалисткой) «Пять звезд» в Сочи. Также девушка сотрудничала с группой «Ассаи», пела на фестивалях и на разогреве у Ланы Дель Рей. Словом, прошла огромный путь от поп-артистки до исполнительницы песен на стыке соула, R’nB и инди.
Еще девушка участвовала в разработке приложения «SILSILA» — справочника для жертв домашнего насилия. Манижа активно занималась благотворительностью, стала амбассадором фонда «Подари жизнь» в декабре 2019. Через год ее назначили российским послом доброй воли ООН по делам беженцев.
Исполнительница записала саундтреки к фильму «Волшебник» и мультфильму «Мулан». Последняя композиция, кстати, получилась отчасти пророческой. Девушка пела о тяжелой доле китайской девушки, которая защищала честь своего Отечества, но не на песенном конкурсе, а на настоящей войне.
Время пришло понять,
Кто я — журавль или синица,
Где мне теперь летать?
Мы собрали самые распространенные комментарии, которые «сыпятся» в адрес Манижи. Среди них:
«Она не LITTLE BIG, вряд ли победит….»
Песни «Russian Woman» Манижи Сангин и «Uno» группы LITTLE BIG разительно отличаются по стилистике. По мнению комментаторов из YouTube, песня конкурсантки этого года менее динамичная, танцевальное шоу — менее яркое. Уверенные биты Little Big легко запомнились зрителю, а у Манижи и смешение стилей не всем понятное, и текст - наполовину на русском, наполовину на английском.
Но сравнивать музыкальные произведения разных жанров смысла особенного нет. Песня Манижи имеет свой глубокий посыл, это рассказ о судьбе русских женщин.
Девушка запомнилась слушателю своим мощным голосом, оригинальной манерой сценического движения. «Russian Woman» не нуждается в дополнительных спецэффектах, наоборот, излишняя зрелищность только испортит ее.
Манижа Сангин родилась в Таджикистане, но выросла в Москве, пела на русском языке, на нем же и писала. Ситуации, когда уроженцы одной страны представляют другую, для Евровидения вовсе не редкость. Пример — Александр Рыбак, певец белорусского происхождения, который дважды участвовал в песенном конкурсе от Норвегии. В 2009 он победил с песней «Fairytale», набрал рекордное для того времени количество баллов.
Отдельное недовольство вызвала песня Манижи «Недославянка», которая была выпущена еще до отбора на Евровидение.
Я уже чужой (Я эми-, я эми-, я эмигрант)
А на земле чужой (Я эми-, я эми-, я эмигрант)
Ещё не родной (Я эми-, я эми-, я эмигрант)
Такой манифест национальной самоидентификации не устроил зрителей. Справедливости ради отметим, что в последний раз народную культуру на Евровидении представляли удмуртские Бурановские Бабушки в 2012 году. Зрителей поразили их самобытные костюмы и необычная манера исполнения. Манижа, песня которой тоже приближена к фолку, но уже к славянскому, для многих, к сожалению, в понятие «русской женщины» не вписывается.
«Мне кажется, давно пора принять, что у нас настолько многонациональная страна, что русские — это просто состояние души», - заметила Екатерина Конасова.
Довольно символично, что отбор на Евровидение вышел в эфир именно вечером восьмого марта. Тогда и песня про «Russian Woman», силы которой хватит, чтобы проломить стену, смотрелась «в тему», и мужчины отчасти самоустранились от недовольных комментариев. Согласитесь, глупо бы было возмущаться из-за образа сильной и независимой дамы в Международный Женский день.
Но вот наступило утро девятого числа, зрители еще раз посмотрели выступление — и некоторые из них пришли в ужас. Манижа, по их мнению, оскорбила и «русский жэнщин», и мужчин. «Эй, русский жэнщин, голосуй за меня».
«И это песня от имени России? Европейцы услышат это — и какие выводы сделают? Что у нас все без отцов живут что ли? А все женщины только и мечтают похудеть? Ну нужно же к себе уважение иметь! Мы сами себя унижаем постоянно», — возмутился Владимир Жириновский.
«Задумка хороша, но исполнена плохо»
Действительно, композиция Манижи находится на стыке нескольких жанров: здесь и соул, и фолк, и речитатив. Такое смешение тяжело воплотить на сцене, поэтому и припев на отборочном выступлении смотрится не настолько убедительно, как мог бы. Конечно, на вкус и цвет товарищей нет, но для Евровидения такой микс подходит: каждый зритель услышит то, что ему ближе.
«Не дотягивает ни музыкальная составляющая, ни сценография (учитывая формат конкурса), ни сама Манижа», —считает Алина Т., 17 лет.
«Интересно, только на мой взгляд можно было подобрать кого-то более прокаченного в вокале», — рассуждает Ольга К., 16 лет.
«Придется она по душе публике или нет – это гадание на кофейной гуще», – высказал мнение музыкальный критик Сергей Соседов.
«Песня не подходит для серьезного международного конкурса»
Формула успешного выступления на Евровидении на русской эстраде действительно передается «из уст в уста»: нужна либо яркая, легкая, заводная мелодия, либо баллада о неразделенных чувствах.
Песня Манижи — это не легкий хит для радио, да и про драматическую любовь в ней не говорится. Этот трек — история одиночества многих людей, призыв оставаться сильным и не терять свою самобытность в угоду обществу.
Вспомним победителей прошлых лет: «нетипичную» Нетту Барзилай с песней «Toy» в 2018, Джамалу с лирической балладой о переселении в 1944 крымских татар, Кончиту Вурст с тронувшей сердца слушателей песней «Rise like a Phoenix». Эти исполнители не особенно понравились нашим слушателям, однако Запад воспринял их на ура.
Но у зрителей все-таки возникают сомнения: «Песня вне формата Евровидения, слишком много слов на русском языке», — считает Мария Д. , 49 лет.
«Как будто бурановские бабушки и Боронина на „Голосе“», — сравнила Анастасия К. , 18 лет.
«Это просто неуважительно: в нашей стране столько уникальной музыки, но русскую культуру едет представлять именно она», — полагает Вадим В., 17 лет.
«Костюмчик не тот»
Недовольство русской публики по отношению к перфомансу Манижи приобрело поистине государственный масштаб. Журналисты газеты «Ветеранские вести», считающие, что песня Манижи оскорбляет достоинство русских женщин, уже обращались в Следственный Комитет. Кроме того, официальный представитель СК, Светлана Петренко, заявила, что поступила жалоба от одной из общественных организаций.
«Само оскорбительное словосочетание Russian Woman. Было бы написано грамотно, это одно. А это русская транскрипция. А она воспринимается не как произношение, а как кличка», — заявил Виктор Слободчиков, журналист газеты «Ветеранские Вести», член-корреспондент Российской академии образования.
«В ходе проверки СК не нашел в данной ситуации признаков противоправной деятельности со стороны певицы, поэтому она сохранила возможность ехать на «Евровидение»,»— передает ТАСС.
Певица выпустила видеоролик в свою защиту. В пародии на журналистское расследование «Ваша представительница» взяла интервью у эксперта, который по сюжету украл скелет Манижи из дома, пока она спала. Заключение доктора было неумолимо. По его мнению, Манижа — даже не певица, а соль.
Кроме того, Манижу поддержала Ксения Собчак и позвала в программу «ДокТок». Ксению Анатольевну возмутило ксенофобство слушателей, необоснованные претензии в адрес фигуры и внешности исполнительницы.
Не остались в стороне и Лолита, Виктор Дробыш, Иосиф Пригожин и Дима Билан.
«Для меня это — часть божества, част великого вокала, который мне не свойственен», — описала выступление Манижи на сольном концерте Лолита Милявская.
«Манижа, ты действительно очень много говоришь и делаешь в направлении инклюзивности людей. Знакомишься с такими проблемами, о которых сейчас немногие думают», — заметил Дима Билан в своем Инстаграм.
Также певец отметил, что «Russian Woman» имеет все шансы «быть замеченной букмекерами и самим конкурсом».
19 марта Манижа выпустила студийную версию нашумевшего трека. Она заменила возмутившее общественность обращение «Эй, русский жэнщин» на более нейтральное «Эй, рашн вуман». Это исполнение получилось менее экспрессивным и эмоциональным, зато более «чистым» в вокальном плане.
Сейчас волна негатива начинает стихать. Хейтеры уже смирились с поездкой Манижи на Евровидение, но впереди певицу ждет выступление на конкурсе в Роттердаме.