Cодержание
Научно-исследовательская работа (сокращенно — НИР) — научная статья, связанная с аналитикой, исследованиями, экспериментами, проверкой научных гипотез и обоснованием проблемы.
Как сделать такой проект? Рассказываем об основных шагах, делимся советами и ресурсами для написания научно-исследовательских работ.
Несколько слов о формате
Несмотря на сложное название, даже школьники способны провести исследование. Ученики могут выбрать интересную для них тему и изучить теорию по ней. Небольшая доля работы — опыты, наблюдения, эксперименты, но основная часть — анализ научных статей. Средний объем готовой работы обычно составляет 20-30 страниц.
Что касается студентов, они ищут тему и проблему, которые связаны с их факультетами и будущими профессиями. Основная часть работы — практическая, примерный объем исследования — 50-100 страниц.
У научных работников, педагогов и учёных совсем другая структура работы, а исследование более глубокое. В их случае главная цель НИР — принести пользу обществу. Ещё одно отличие — ученые и кандидаты наук имеют доступ к научным библиотекам, владеют методами и средствами исследований.
Шаг за шагом: как написать научно-исследовательскую работу
1. Познакомьтесь с наставником
Узнайте, с кем вам предстоит работать, чтобы подготовиться к общению, или сами договоритесь с потенциальным наставником о сотрудничестве. Успешность работы зависит от руководителя: он поможет найти актуальную тему, ответит на волнующие вопросы и подскажет, как хорошо защитить проект.
Сначала выберите направление, изучите информацию по нему, почитайте литературу. Затем конкретизируйте основную тему, она должна быть узкой, но интересной и актуальной. Далее выявите проблему, поработайте над гипотезами.
Конечно, пункты могут отличаться от нашего шаблона: во всех учебных заведениях установлены свои правила и стандарты. Однако обычно исследовательская работа выглядит так:
— титульный лист
— оглавление/ содержание
— введение (обозначение проблемы и ее практической значимости)
— основная часть — несколько глав (раскрытие сути проблемы, предварительные результаты исследования, опыты и наблюдения)
— выводы (итоги изучения материала)
— заключение (краткий и лаконичный вывод по работе в целом)
— библиографический список (использованная литература в алфавитном порядке)
— приложения (графики, таблицы, иллюстрации, визуальное сопровождение работы)
Для начала устройте мозговой штурм и набросайте идеи, а уже потом оформите их в цельный и понятный материал.
Сравните их со своей работой и оцените актуальность проекта. Пусть у вас будут свои цели и задачи, инновационная идея или эксклюзивный материал — подумайте об этом.
Сайты, которые помогут в написании НИР
1. База тем и интересных вопросов для возможных работ referat.ru
Если закончились идеи или не получается начать мозговой штурм, чтобы придумать тему, — вам сюда.
2. Помощь в оформлении работ www.slidecamp.io
Здесь можно создавать дизайн демовариантов презентаций и находить идеи для «упаковки» итоговой работы. Сайт работает по принципу графических редакторов «Canva» и «Crello».
3. Ваш креативный друг genial.ly
Хотите создать интерактивный контент? Тогда вам сюда. На этом же сайте вы найдёте идеи для оформления презентаций.
4. Библиотека исследователя
Полезные ресурсы от Высшей школы экономики. Такие разделы есть на сайтах многих вузов. Там оставляют для студентов важные ссылки, например, первоисточники, электронные библиотеки и архивы.
5. Гайд по исследовательской деятельности
Это документ, в котором подробно описываются этапы создания НИР. Пригодится для глубокого анализа темы.
6. КиберЛенинка
Заходите в электронную библиотеку, читайте научные публикации, узнавайте новое и развивайтесь. Эта платформа послужит основным источником информации по проекту.
7. Интернет-ресурсы по истории
Информация с этих ресурсов поможет при подготовке исторических проектов или работ, связанных с историей литературы.
Опыт школьников и студентов
Екатерина Фуфалько, 16 лет:— Я учусь в школе №65 в Санкт-Петербурге. В прошлом году мы с моим учителем истории Ириной Даниловной Цой работали над исследовательским проектом «История Кушелевского хлебозавода. Вчера, сегодня, завтра».
Я решила заняться этой темой, потому что неравнодушна к истории родного края. Мы хотели рассказать об истории блокады Ленинграда и бережном отношении к хлебу. Узнали об архитектуре конструктивизма, о технологии изготовления хлеба; побывали в российской национальной библиотеке, в музее хлеба и на Кушелевском хлебозаводе, где взяли интервью у сотрудников.
Основная сложность при работе — недостаток информации, но мы справились: заняли третье место на районном этапе региональной олимпиады по краеведению. В этом учебном году я планирую продолжить работу над проектами: это познавательно, полезно для меня и окружающих.
С научно-исследовательскими работами вы возможно столкнетесь в школе и почти наверняка в университете. Это могут быть курсовые или дипломные проекты, поэтому лучше заранее представлять, как с ними работать.