В восьми школах Ямало-Ненецкого округа департамент образования запустил пилотный проект: до конца года ученики должны сдавать мобильные устройства на время уроков в специальные боксы. Такие меры приняли, чтобы школьники не отвлекались на гаджеты. Перед запуском проекта специалисты департамента опросили родителей: большинство из них выступили за то, что телефоны на занятиях нужно убирать.
А вот один из комментаторов текста об эксперименте на «Меле» написал: «А есть ли регионы, где департаменты образования проводят эксперименты, когда внедряются цифровые методики обучения с использованием интернета?» И с ним можно согласиться: сейчас мы пользуемся смартфонами практически везде, почему бы не научить школьников пользоваться техникой ради обучения?.. Узнали у самих подростков, что они думают о проекте.
Оказалось, многие считают, что собирать телефоны каждый урок — перебор. Максимум — сдавать устройства на время контрольных или проверочных работ.
— В мои школьные годы телефоны собирали только на время сложных контрольных или пробников ЕГЭ. Такой формат устраивал и нас, школьников, и учителей. Предложенный проект я не считаю гуманным и не хотела бы поучаствовать в таком эксперименте. Думаю, ученики будут переживать насчет сохранности гаджетов. Ребятам может быть не по себе из-за того, что за телефоном нельзя следить: все-таки это ценная вещь. Я считаю, что нужно стараться заинтересовать предметом, а не отбирать телефоны: если урок интерес школьнику, он будет слушать учителя, а телефон останется лежать на парте или в рюкзаке, — уверена Алеся В., 18 лет, г. Санкт-Петербург.
Что касается сохранности смартфонов, авторы проекта считают, что повода беспокоиться нет: школьники будут использовать специальные боксы. «Не хотелось бы нагружать учителя ответственностью за 25 не самых дешёвых аппаратов. Так появилась идея в пилотном режиме закупить в школы специализированные шкафчики», — пояснил заместитель директора департамента образования ЯНАО Марат Ныкышов.
Также подростки акцентируют внимание на том, что учеников нужно мотивировать, а не «стращать» лишением телефона.
— Все учителя относились к «сидению» в смартфоне по-разному: кто-то был категорически против, кто-то просто делал вид, что ничего не замечает, кто-то разрешал пользоваться техникой. Мне кажется, проект, который вводят, плох: в жизни может случиться всякое, лучше быть всегда на связи. Телефон — это не только про просмотр мемчиков. Думаю, несмотря на то, что всех не заинтересовать, нужно постараться увлечь школьников. Или мотивировать: не трогал телефон весь урок — получил дополнительные баллы, — предлагает Ева Оганян, 22 года, г. Санкт-Петербург.
Пока что обещают, что подростки будут сдавать технику на время уроков и, по словам Марата Ныкышова, будут «в любое время, по необходимости, иметь к нему (шкафчику) доступ». Вероятно, поэтому многие ребята поддерживают инициативу, считают ее гуманной и даже хотели бы поучаствовать в проекте.
— У нас в школе телефоны собирали на контрольных или самостоятельных работах. Причем мы не сдавали педагогам гаджеты, а клали их на первую парту или в специальную коробку. Новый проект мне кажется гуманным: никто не будет насильно забирать технику, а родители дали свое согласие. Главное, чтобы эксперимент реализовали так, как задумали. Я бы хотела, чтобы в моей школе провели такую акцию, тем более, что я нечасто пользовалась телефоном на уроках, мне было бы просто отложить гаджет. При этом не считаю, что нужно запретить смартфоны полностью. Нас даже учителя иногда просили поискать что-то в интернете или включить музыку, песню, — делится Полина Колесникова, 18 лет, г. Ростов-на-Дону.
Часть опрошенных не только поддерживает запущенный проект, но и считает, что телефоны нужно убирать, потому что они мешают заниматься.
— В уставе моей школы прописано, что мы не можем использовать телефоны во время уроков: утром сдаем гаджеты, а после уроков забираем. Для старших классов делают поблажки, но это редко идет им на пользу: в основном ребята «сидят» в TikTok или Инстаграм, общаются ВКонтакте или в Телеграме. И все бы ничего, но после любой проверочной или контрольной становится ясно, что ученики ничего не знают: они упускают те знания, которые понадобятся на экзаменах или на первых курсах в вузе. Думаю, стоит сдавать телефоны, чтобы повысить качество образования и избежать конфликтных ситуаций. Например, когда выпускник ругается с педагогом из-за низких оценок (а в Беларуси средний балл аттестата напрямую влияет на поступление), а сам ничего не знает и все время проводит в гаджете, — подмечает Мария Кожушко, 16 лет, Беларусь.
Однако нашлись и те, кто категорически против сбора телефонов и уже (а ведь проект только тестируют!) устал от требований отложить гаджеты. Подростки объясняют, что не хотят отдавать личные вещи и что начатый эксперимент не справится с тем, что школьники отвлекаются во время занятий.
— У нас в школе давно практикуют «сбор телефонов», а на собраниях рассказывают родителям, какие мы плохие дети и как много сидим «в этих телефонах». За три года это порядком надоело. Я против того, чтобы отдавать телефон на весь день. И не потому, что не могу жить без соцсетей. Телефон — моя вещь, подарок родителей. Это средство связи, которое хотелось бы иметь под рукой. Я провожу по семь часов в школе и имею право знать, что происходить за ее стенами. К тому же, если подумать, сбор телефонов бесполезен. Учителя пытаются ограничить списывание среди детей? Школьники будут писать бумажные шпаргалки и подсматривать в конспекты в тетрадях. Телефоны отвлекают от учебного процесса? А что тогда будем делать с вечными звонками преподавателям? Это, думаете, не отвлекает? Школьники — не дураки, они найдут способ обойти правило. Будут носить по два телефона, а на скучных уроках, где не получится воспользоваться смартфоном, начнут разговаривать, рисовать и заниматься другими делами. Лишив детей телефонов, не получится заставить их учиться, — убеждена Алина Лешкова, 15 лет, г. Барнаул.
Пока что новые правила выглядят достаточно лояльно: специальные шкафчики для хранения телефонов, доступ к ним в любое время при необходимости. Однако, как справедливо заметила одна из опрошенных, все зависит от того, как идею реализуют. Итоги эксперимента подведут в конце учебного года, если практика окажется эффективной, ее внедрят во всех школах региона. Но, возможно, правы подростки, и ребят нужно заинтересовывать предметом и учить применять гаджеты с пользой?..