Пять углов



Наши опросы
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
На практику — в ПУ!
Развлечения
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
На дистанции
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

всё о поступлении 2019работапрофориентациякуда сходить в выходныеМинистр образованияэкзаменуниверситетвыставкагимназия 19 Орелкем бытькарантинНовыеспектакльличный опытОГЭлайфхаколимпиадакнигивузысоветы психологаКонцертЛето в городах РоссииолимпиадыОльга Васильеваподготовка к ЕГЭШкола 2 БерезовкаИТМОКаталог вузовРособрнадзорПроекторияисследованиеитоговое сочинениеСочинениеподготовка к ЕГЭпабликаторКаталог профессийВостребованныерейтингрейтинг вузовЧто почитать75 лет ПобедыДевятиклассникамфестивальВыходныесоветывыпускнойаккредитациястудия журналистики Калининского р-наМинистерство образованияСПбГУжурналистикаобразованиекаталог сочиненийВсероссийские открытые урокиисторияНа практику — в ПУ!Куда сходитьРостов-на-Донуегэ 2017Много платятУчителькуда поступатьподготовка к ОГЭкиношколаЕГЭ-2022рецензияволонтерствоотношенияИван ТрояновАлые парусаканикулыМГУфизикамузыкаАкадемическая гимназия 56поступлениечто посмотретьприемная кампанияинтервьюЕГЭ 2018как прошли ЕГЭ-2018развлечениярусский языкопросНа дистанцииИгра престоловТворческиеНовый годувлеченияВШЭлицензияШкола 151путешествияЛучшее на СтенеВУЗэкзаменылитератураКак сдать ЕГЭ
Как взять интервью: советы и личный опыт

Как взять интервью: советы и личный опыт

Рассказывает Алена Кордюкова, РГГУ, г. Москва

Просмотры
153

Недавно я была на мастер-классе журналиста Андрея Ванденко «Мастерство интервью: когда есть с кем поговорить». Спикер 30 лет работает в этом жанре, руководит спецпроектом ТАСС «Первые лица», разговаривал с Владимиром Жириновским, Германом Грефом, Рамзаном Кадыровым, Дмитрием Рогозиным и дважды беседовал с Владимиром Путиным. Благодаря словам Андрея Евгеньевича я убедилась, что уже знала об интервью много. Делюсь личным опытом и новыми даже для меня советами от Андрея Ванденко.

Не забывайте про подготовку

Большую часть мастер-класса нам рассказывали, как важно собирать информацию о собеседнике перед встречей, как готовиться к интервью и как настроиться на интересный разговор. Сначала нужно понять, зачем разговаривать с человеком, почему именно его должна услышать аудитория. Чтобы это сделать, перед каждым интервью я отвечаю на четыре вопроса, которые помогают определиться с идеями и задачами разговора:

1. Зачем буду брать интервью?
2. Каких результатов хочу достичь?
3. Почему для решения этих задач выбрала этого собеседника?
4. Почему он мне интересен?

Помню свое первое интервью с директором лицея, в котором училась. Тогда я еще мало знала о журналистике и не понимала, как вести диалог, чтобы получить нужную информацию. Потом, чтобы успокоиться, подумала над этими вопросами. Ответы на них помогли мне собраться с мыслями и взять интервью. Вот, что я поняла:

1. Я хочу взять интервью, чтобы рассказать о лицее, в котором учусь, от лица директора
2. Я хочу, чтобы ученики узнали директора и школу с новой стороны
3. Я хочу поговорить именно с директором, потому что мне важно, что он думает о лицее
4. Директор мне интересен, потому что он ответственен за школу

После того как я поняла, зачем разговаривать со спикером, начинаю искать информацию о нем. В этом помогают соцсети, общие знакомые и предыдущие публикации о собеседнике в СМИ.

Продумывайте вопросы

На мастер-классе Андрей Ванденко говорил, что тщательно продумывает только первый и последний вопросы. Журналист считает, что от начала интервью зависят тема и настроение материала. 

В учебном пособии «Технологии интервью» Мария Лукина говорит, что американские исследователи также утверждают: первые четыре минуты беседы определяют весь последующий разговор. По мнению руководителя проекта «Первые лица», главное в интервью — уметь расположить к себе собеседника, анализировать его слова, плавно и логично развивать беседу. 

Когда я была корреспондентом поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт», часто брала интервью у сотрудников и волонтеров.  К одному из разговоров с членами организации я составила ряд вопросов о том, как выжить в лесу. Когда я узнала все, что нужно, хотела закончить разговор, однако герой вдруг заговорил о пропавшей девочке. В итоге я час слушала историю, как ищут детей в лесу, и написала более полный материал, чем планировала. 

Как составлять вопросы

Чаще всего я записываю вопросы, которые приходят в голову во время поиска информации. Многие из них остаются в заметках телефона, потому что никогда не предугадаешь, как развернется разговор. Приходится задавать уточняющие, дополняющие или наводящие вопросы, чтобы узнать больше информации, понять сложный термин, раскрыть собеседника с неожиданной позиции. 

Еще был интересный случай, когда я брала интервью у психолога, тогда пришлось уточнять многие детали. В итоговом материале я убрала больше половины вопросов, которые задавала, потому что многие ответы требовали пояснений. В конце психолог даже поблагодарила меня за интересную беседу, хотя я просто слушала ее и задавала вопросы.

Какие вопросы задавать не стоит

Некоторые выражения журналиста могут завести разговор в тупик. Это, например, закрытые вопросы – на которые можно ответить «да» или «нет». Вместо «понравилось ли Вам на концерте?» лучше спросить «что понравилось или не понравилось Вам на концерте?»

Не стоит также задавать вопросы про эмоции: спикерам часто сложно разобраться в чувствах и описать их. Вместо «какие эмоции Вы испытывали, находясь на концерте?» лучше спросить «чем Вам запомнился концерт?» Так почти сразу станет ясно, какие чувства вызвало событие у собеседника. 

В 11 классе я прошла на заключительный этап олимпиады «Покори Воробьевы горы» по журналистике. В первом задании нужно было сделать план материала по определенной теме и составить вопросы для интервью с исторической личностью. Когда я готовилась, наставник постоянно говорил, что высказывания должны быть разными, запрещал использовать частицу «ли», чтобы за вопросы в итоге поставили хорошие баллы. Тогда же я услышала фразу «Лучшие вопросы те, которые заставляют думать».

Слушайте внимательно 

Почти каждый раз, когда беру интервью, для меня существует только собеседник, а весь остальной мир пропадает. Я полностью погружаюсь в слова спикера, искренне интересуюсь им. Так, благодаря журналистике, я научилась слушать и слышать, приобрела много друзей. 

Однажды в местной газете меня попросили взять интервью у мальчика, который сделал краеведческий проект и выиграл конкурс. Юноша был закрытым, а я пыталась его разговорить. Рассказывала о своем проекте, цеплялась за каждое услышанное слово. Но главное — внимательно слушала и показывала, что мне интересно. В конце мальчик разговаривал со мной так, словно знает меня с детства. 

Важно общаться с людьми и изучать их поведение, чтобы улучшить интервью. Если умеете вести диалог, справитесь с этим жанром. Надо чаще практиковаться, готовиться и не бояться, хотя разговаривать и раскрывать личность непросто. Пожалуй, любой журналист постоянно взаимодействует с людьми, поэтому главное в нашей профессии — коммуникация.



Комментировать

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое