Просто некуда деться ...
Алиса N.
Моя мама живет с отчимом уже восемь лет. Не знаю, как она, но я за это время ни разу не чувствовала себя счастливым человеком - постоянная ругань, замечания, издевки. Такое ощущение, что с самого начала у него отвращение ко мне, что я ему мешаю.
Недавно, когда я заболела и хотела спать, они пришли в квартиру и громко разговаривали, будто одни. Никто даже не поинтересовался, как я себя чувствую. Такая безнадега, и деться некуда... Вот поэтому я хочу как можно скорее начать жить самостоятельно. Но пока остается только мечтать: может быть, я вырасту и куда-то поступлю. Или пойду работать и сниму квартиру. Или встречу хорошего парня и выйду за него замуж.
А ребенок продолжает надеяться
Дина Ковалева
Развод моих родителей для меня не был новостью. Мама и папа перестали ладить между собой, когда мне было лет пять, а то и меньше. Год спустя мама и я уехали на другую квартиру, и с этого момента я почти не знала, что такое «папа». Встречи с ним были очень короткими и редкими. Поначалу разлука почти не чувствовалась, но я росла, а вместе со мной росло и желание чаще видеться с отцом. Когда я думала об этом, мне становилось очень грустно. Не раз я пыталась вспомнить какие-нибудь веселые и радостные моменты, связанные с папой, но так как их было очень мало, это почти ничего не давало. В школе я жадно слушала рассказы ребят о том, какие папы бывают, - сама-то я ничего не могла рассказать.
Это был шок
Ольга, которая в 17 лет снова почувствовала себя ребенком
Ещё пару недель назад «развод» был для меня всего лишь банальным словом, на звук которого незамедлительно отзывались эхом семейные драмы бразильских телесериалов и анекдоты «про тёщу». А сейчас я ложусь спать и думаю «Что теперь?» Когда папа сказал: «Нам надо поговорить» - я набралась смелости, терпения и аргументов на тему «я хорошая» и приготовилась слушать. Новость была настолько неожиданной и странной, что сначала я даже пропустила её мимо ушей, напряжённо ожидая сути разговора. А суть, оказывается, уже была высказана: «Мы с мамой решили разойтись». Через несколько месяцев я буду жить с ... Не знаю, с кем, где, как. Не знаю, что будет! Пока я поняла только одно: нужно было ценить время, когда мы были семьёй.
Детей обычно не спрашивают ...
Лиза Должанская
Почему родители сами решают, с кем ребёнку будет лучше после развода? Ведь в этой ситуации они только о себе и заботятся. А если это вполне соображающий подросток, способный отвечать за свои поступки? Да, наверное, мы, дети разведённых родителей, никогда не сможем изменить их жизнь... Зато мы сможем учиться на их ошибках. И просто обязаны быть более разборчивы в выборе спутника жизни. Ради себя. И рази наших будущих детей.
Из архива номеров «ПУ» 2002 года