Скорее всего, тему любви вы увидите в 11 задании ЕГЭ, где вам нужно будет написать небольшое сочинение на сопоставление и анализ двух текстов. Один вы изначально получите в своих КИМах, а вот второй придётся взять из головы.
Вам нужно сопоставить эти два текста: объяснить схожи они или различны и сделать вывод. Объем ответа должен быть всего лишь 5-10 предложений.
За что поставят баллы?
Всего за 11 задание можно получить 8 баллов.
4 балла - если привести подходящие для анализа фрагментов текста аргументы, не исказить авторской позиций и не обойти фактические ошибки;
2 балла - если указать подходящее к тексту произведение и автора;
2 балла - если отсутствуют логические и речевые ошибки;
0 баллов - если не сделать ничего из вышеперечисленных условий, а еще допустить больше 4 фактических и 2 логических и речевых ошибок.
Как подобрать произведение?
Весь перечень авторов и произведений есть в кодификаторе ФИПИ.
Лучше заранее распределить стихотворения по темам и настроению. Например, в списке встречаются как печальное «О, как убийственно мы любим...» Тютчева, так и одухотворенное “Шепот, робкое дыханье..” у Фета. Такой метод поможет на экзамене написать хороший анализ и подобрать верные аргументы.
Разберемся на примере задания из Решу ЕГЭ:
Источник: https://lit-ege.sdamgia.ru/problem?id=8120
Отвечать будет проще, если сразу определиться, выбранное произведение будет схожим по идее и настроению с текстом задания или наоборот. Например, в первом случае подойдет “К.Б. («Я встретил вас – и всё былое...»)” Тютчева, а во втором - «Нет, не тебя так пылко я люблю...» Лермонтова, в котором говорится о безвозвратно угасшем чувстве, душевных страданиях и тоске.
Структура сочинения
Начинайте писать со вступления («Тема любви звучит в творчестве многих авторов, например у Ф.И.Тютчева в стихотворении. «Я встретил вас – и все былое»...), затем найдите общую черту произведений: в нашем случае, оба героя воспевают искреннюю любовь и возрождение чувств. С этим разобрались. Теперь переходите к анализу: приведите два аргумента и сделайте вывод. В первом можно сказать, что оба героя с трепетом вспоминают образ возлюбленной: Герой Пушкина сравнивает девушку с «гением чистой красоты», а герой Тютчева при встрече с любимой чувствует, что «все былое / В отжившем сердце ожило».
Вторым доказательством будет использование авторами метафор. Лирический герой пушкинского стихотворения динамично рассказывает о личных переживаниях, используя метафоричное сравнение (“Бурь порыв мятежный / Рассеял прежние мечты”). Герой же Тютчева вспоминает прошлые годы с особенным чувством: “И сердцу стало так тепло…”. Теперь становится понятно: оба автора используют метафоры, чтобы показать насыщенность испытываемых душевных переживаний.
Обращайте внимание не только на сюжетное содержание, но и на художественные приемы: слова, размер, жанр стихотворения. Оба стихотворения написаны ямбом, но у Пушкина это любовное послание, а у Тютчева - лирическое стихотворение. Соответственно, посыл у обоих авторов разный, несмотря на то, что пишут они об одном чувстве.
А теперь рассмотрим другой случай, когда пример несет обратную идею и настроение. Используя произведение Лермонтова, нужно определить общее отличие. Если у Пушкина герой идеализирует чувство любви, превозносится к нему, то герой Лермонтова резок, переполнен обидами и болью. Общее настроение подчеркивают эпитеты “прошлое страданье”, “уста немые”. Можно говорить о том, что оба героя стихотворений испытывали любовь, но получили различный опыт.
Советы по подготовке
- Проще всего разобраться со стихотворениями поможет старая-добрая таблица. Под каждую тему выписывайте автора, название произведения и пару цитат-аргументов.
- Не забывайте про жанр, несмотря на то, что его не упоминают в критериях оценивания. Проверяющий точно обратит внимание на то, какой ты молодец и точно готовился к экзамену. Может, за это и добавят балл.
- Запомнить цитаты помогут самодельные карточки и наклейки на стену. На перемене, в транспорте или перед сном читайте и повторяйте про себя. Или храните цитаты в своем телефоне - удобно и быстро.
- Пишите, пишите и еще раз пишите! Так и цитаты быстрее запоминаются, и руку набьете. А задания можно взять из банка ФИПИ или других источников.