О том, что профориентация – одна из главных проблем современного образования, спорить не приходится: по нашему недавнему опросу 43% из вас ставят школам твердую единицу за помощь в выборе профессии. Но, кажется, учителя и директора провели «работу над ошибками», и теперь для ребят заработали классы, в которых можно не просто решать уравнения или писать диктанты, но и осваивать азы педагогики, медицины, ИТ, аграрной и нефтегазовой промышленности. Разбираемся, чем предпрофессиональное обучение лучше обычного, и почему стоит уходить в спецклассы после девятого.
«Лучше помучиться, чем утонуть»
«Я выбирал специальность в середине девятого класса. Решил, что раз мне нравится литература, то почему бы не связать свою жизнь с журналистикой», – рассказывает ПУ Женя Гордиенко. Он – одиннадцатиклассник петербургской школы №309, одной из первых в нашей стране, где стали обучать по профилям. Журналистский класс здесь открылся еще в 2011 году: помимо привычной биологии, физики и литературы, в расписании появилась тележурналистика, основы издательского дела и продвижение соцсетей. Парень признается, что не сразу решил поступать сюда – пугала большая нагрузка. Но в старой школе возле дома было невозможно научиться чему-то новому, поэтому Женя решил, что «лучше помучиться, чем утонуть». Все же от этого зависит будущее.
Тонуть, по-видимому, не планирует и Саша Титова, ученица второго в России метрологического класса: «Я выбрала этот профиль, поскольку хочу связать свою жизнь с математикой и информатикой». А обучение в таком классе помогает девушке участвовать в конкурсах и олимпиадах по метрологии, зарабатывать дополнительные баллы для поступления, знакомиться с научными сотрудниками и ходить на разные карьерные мероприятия.
В этом и есть вся изюминка предпрофессиональных классов: если раньше школы просто делили ребят на технарей и гуманитариев, нагружая их дополнительными часами по математике и русскому, то сейчас старшеклассникам предлагают «пощупать» профессию «в полях» вместе с людьми, которые давным-давно работают на предприятиях.
А еще в таких школах есть специальные лаборатории (конечно, если профиль того требует), в которых стоят мощные компьютеры, 3D-принтеры, цифровые микроскопы. Одним словом – всё, что необходимо, чтобы попробовать профессию на себе. Поэтому и сами занятия здесь проходят по-особенному: медики исследуют клетки, айтишники – пишут программы, инженеры – рисуют чертежи и собирают модели.
В Петербурге этим летом грант на создание таких лабораторий получили 66 школ, в два раза больше, чем в прошлом. И, вроде бы, тенденция наблюдается явная: количество предпрофессиональных классов растет. Вот только школьников у нас все равно больше, и всем попробовать себя в профессии не удастся.
Профессия пока для избранных
Наши собеседники Саша и Женя уверены: предпрофессиональное обучение пойдет на пользу школьникам. Потому что те, кто уже сейчас попробуют себя в работе, вряд ли окажутся «не на своем» месте потом. И, что самое важное, ребята не столкнутся с проблемой, когда на предприятиях для них нет места, потому что классы каждый регион открывает по своим потребностям.
Например, Санкт-Петербург, как говорит Лариса Кузьмина, начальник пресс-службы местного Комитета по образованию, нуждается в программистах, веб-разработчиках, преподавателях, врачах, фармацевтах и особенно – в инженерах. Поскольку в городе работают крупнейшие строительные корпорации, профиль «судостроение» становится чуть ли не самым приоритетным. Вот только учат по нему всего в пяти школах.
Не то что, например, в Москве, где инженерные классы доступны уже в 222 школах! Нет, мы, конечно, рады за столицу и ее школьников. Но не получится ли так, что в регионах снова будет не хватать рабочих рук, а ребятам из Москвы не будет доставать рабочих мест?
Учитывая, что центров для дополнительного образования, вроде «Кванториумов», в регионах тоже недостает. И даже в Петербурге их только два. Благо в новые научные лаборатории, о которых мы говорили выше, смогут приходить ребята и из соседних школ. Но полноценного и доступного предпрофессионального образования им пока не видать.
Как выбрать предпрофессиональный класс?
Пока профильных классов в Петербурге и регионах не так много, менять их «как перчатки» не получится. Тем более что поступить туда – всё равно что пройти конкурс в вузе.
Для начала нужно сдать вступительные испытания (тест, собеседование, задание-кейс), а в некоторых случаях – еще и собрать портфолио.
Например, на журналистике, по словам Жени Гордиенко, все еще серьезнее: «Я шел на собеседование с опасением и кучкой знаний по обществознанию и истории. Как раз на истории провалился: меня попросили назвать хоть одного командира Крымской войны. Я не ответил». Да и портфолио сюда нужно приличное: с мотивационным письмом, эссе или опубликованными в СМИ текстами, дипломами, грамотами и прочими «весомыми профессиональными достижениями».
Очевидно, что готовиться к учебе в профильном классе следует заранее. Уже в средней школе нужно определиться с областью и сферой, в которых вам хотелось бы развиваться.
«Я бы обязательно прошла серьезное анкетирование, и делала бы это вместе с родителями и классным руководителем, с педагогом дополнительного образования или социальным работником, – советует Ирина Муштавинская, завкафедрой основного и общего среднего образования СПб АППО. – Тем более что сейчас с профориентацией все очень неплохо. Например, с 2019 года существует национальный проект “Успех каждого ребенка”, и в рамках этого проекта появился другой – “Билет в будущее”. В Санкт-Петербурге он очень интересно развивается на базе мультимедийного комплекса “Россия – Моя история”».
Получить свой билет в будущее можно, заполнив профориентационный тест на сайте. А после вас пригласят на предприятие, чтобы вы хотя бы несколько часов попробовали себя в профессии. И если понравится – пробовали пробиться в предпрофессиональный класс.
Чем больше проб, тем легче самоопределяться, считает психолог и эксперт в области профориентации Мария Леонтьева. Но если вам сложно сделать выбор – это нормально. Скорее всего, вы пока не нашли свое дело.
Тогда и не спешите поступать в школу, где практикуют предпрофессиональное обучение. По мнению Марии, помочь здесь может и универсальный класс, но с сильной образовательной программой. В этом случае параллельно с учебой можно искать сильные центры для дополнительного образования, вроде частных технопарков и «Кванториумов», о которых мы уже писали раньше.