Cодержание
Слабые учителя, буллинг и ковид: почему онлайн-образование «набирает обороты»
– Когда мы узнаем у старшеклассников и их родителей, почему они выбрали онлайн-школу, то они, чаще всего, называют нам четыре причины.
Во-первых, это то, что в обычной школе преподают на недостаточно хорошем уровне. Это особенно заметно в выпускных классах: тогда и требования родителей и самих детей изменяются, появляется запрос на более качественное и глубокое изучение предметов. Самое главное – это то, что учитель должен знать больше, чем ученик, изучать больше информации, чем дано в учебнике. А часто все бывает наоборот: в телефоне ученик может найти ответ гораздо быстрее, чем это сделает учитель. И конечно, в таких условиях ребенок перестаёт понимать цену зубрёжки, и старается найти для себя более качественное образование.
– Конечно. Взять хотя бы нашу школу. Если до ковида у нас училось 5000 учеников, то после стало 8000, потом – 15000 учеников, а сейчас у нас уже практически 18000 учеников.
– Многие просто не знают об этом. Например, каждый четвертый ребёнок идет к нам, потому что узнал об этом от друзей и родных. То есть просто сарафанное радио. Поэтому до кого-то это просто не дойдёт, и будет он ходить в традиционную школу, потому что так принято.
Другой барьер – финансы. Учитывая, что все онлайн-школы сейчас частные, а значит – платные, не все родители могут себе позволить отдать ребёнка сюда.
– Но и в обычной школе периодически приходится за что-то платить
Как это – учиться в онлайн-школе?
– Конечно, у нас есть фиксированный учебный план по каждому предмету, составлено рекомендованное расписание для посещения. Но, поскольку занятие есть и в онлайне (в прямом эфире), и в записи, ребенок может сам решить, как ему удобнее: те, кому нравится работать четко по структуре, ходят на наши занятия по расписанию, а те, кто совмещают школу с подготовкой в вуз, или с другой, более важной для него деятельностью, – смотрят только те занятия, которые им необходимы тогда, когда им удобно.
Что в этом плане нас отличает от обычной школы, так это оценки. У нас их нет. Потому что мы не видим в них ценности: для некоторых ребят выполнить одно из пяти заданий – это уже успех, и мы не можем сказать ему «ну ты знаешь, это два». Мы просто говорим по фактам: сколько сделал, за какое время, с какой попытки. Чтобы он сам понимал, что и где ему нужно подтянуть.
Учеба не для всех
– Вообще, онлайн-школа, она для свободных и ответственных. Ты можешь сам составить график, учиться в том темпе, в котором ты захочешь – тебя никто не запихнет в класс и не закроет дверь. Но при этом обязательно нужно понимать, зачем ты сюда пришел, осознавать, что это образование нужно в первую очередь тебе.
И если обычная школа отлично справляется с внешней мотивацией (звонок, класс закрыли, учитель начал говорить, тетрадь открыли — ученики по стандартной схеме делают то, что говорит учитель), то в онлайне мы больше работаем с внутренней. То есть ребёнок что-то сделал, мы ему говорим «Ты такой крутой. Ты вчера этого не сделал, а сегодня сделал. Молодец». Мы показываем, что он сам строит себе будущее: например, за каждое задание мы начисляем ему баллы (ХР), даем какие-то бонусы, ачивки.
А вообще - мы просто делаем так, чтобы ребёнку самому нравилось то, чем он занимается. Это очень важно, чтобы на уроки было интересно приходить.
Хотя, конечно, бывает и такое, что от нас уходят дети из-за того, что они не смогли себя организовать.
– В первую очередь, это профессионализм педагогов. Например, на естественно-научных предметах преподаватели в онлайне проводят опыты, показывают, как все происходит. Иногда педагоги объединяются в пары, чтобы детям стало интереснее и понятнее, что им объясняют и зачем. Например, недавно у нас биолог и физик вели тему про рычаги. Биолог показывал строение мышц, а физик рассказывал, как действует рычаг. И они на роботе показывали всё об этом. И, конечно, ребенок, который до этого читал про рычаги в учебнике, будет в восторге от такой подачи.
Или, например, на Хеллоуин один педагог пришёл в белом халате, с гримом и начал говорить предысторию, что он зомби, который был заражен когда-то червями, и теперь он вот такой. Тема урока: черви. Скажите, вы когда-нибудь видели такое в обычной школе?
... Или всё-таки для каждого?
– Любому ученику, которому неинтересна школа, но он понимает, что, скорее всего, проблема не в нем.
– Да, конечно. Поймите: это не ребенок плох. Это просто не та школа, которая ему подошла, не тот учитель, не тот класс, в котором ему хотелось бы оказаться. И он может решить эту проблему.
– Если мы видим, что модель онлайн-обучения – такая чуть ли не «идеальная» система, где дети любят учиться, познают себя, остаются активными. То почему бы этим просто не заменить всё образование?
– Нужно учитывать, что если ты делаешь что-то очень большое, то, скорее всего, тебе придётся поступиться качеством. А вообще, школа держится на классных педагогах, которые заряжают детей.