Пять углов



Спецпроекты
Развлечения
Лайфхаки
Студентам
Культура
Психология
ВОПРОС-ОТВЕТ
Колонка редактора
Наши опросы
Вопрос в редакцию
На практику — в ПУ!
О нас
Контакты
Архив номеров
МЕНЮ
Журнал старшекласcников
|
Читайте нас Вконтакте Читать

музыкапутешествияискусстворейтинг вузовинтересные фактыновости кинонеделиСпецпроектыНовый годолимпиадыстудентамЛучшее на СтенелайфхакиКуда сходитькак прошли ЕГЭ-2018родителиПсихологияЕГЭ 2018советы психологаисторияЕГЭ 2024Рособрнадзорразвлеченияшколавузыпоступлениечто посмотретьлицензияКаталог вузовПоступление 2024журналистикарусский языкподготовка к ЕГЭфестивальсоветыпрофориентациясаморазвитиерецензияМинистерство образованияКнижная полка ПУКак сдать ЕГЭкинообразованиеисследованиелитературахоббикнигиволонтерстволайфхакиОГЭВУЗспортСПбГУжурфакпрофессиивопрос-ответинтервьюЕГЭ-2022английский языкКаталог профессийрейтинг75 лет ПобедыВаши историиопросЕГЭ-2024НовостиМГУподготовка к экзаменамНа практику — в ПУ!итоговое сочинениена практику — в ПУ!КонцертКем бытьработакиносуббота с ПУВостребованныеУчителькарантинэкзаменыЧто почитатькуда поступатьДевятиклассникамкультураприемная кампания 2024подросткикаталог сочиненийличный опытолимпиадаподготовка к ОГЭСочинениеотношенияТеатрувлечения
ТОП авторов
Татьяна Герасименко

Опубликовано статей: 23

Ольга Чибиряк

Опубликовано статей: 28

Полина Батракова

Опубликовано статей: 10

Матвей Невьянцев

Опубликовано статей: 9

Мария Горяинова

Опубликовано статей: 6

Пять углов
Школа для свободных и ответственных. Какая она?

Школа для свободных и ответственных. Какая она?

Об онлайн-образовании, новых трендах и увлеченных учителях пообщались с Екатериной Латыповой, академическим директором онлайн-школы «Фоксфорд»

Просмотры
1659

Слабые учителя, буллинг и ковид: почему онлайн-образование «набирает обороты»


– Сама тенденция к тому, что родители переводят детей на домашнее обучение уже не новая. Ещё в 2018 году около 1% ребят уже обучались дома, дальше такое желание вообще высказывали около 58% родителей (см. выпуск ПУ от ноября 2019). Тогда причинами называли в основном формальный подход учителя к урокам, много ненужных предметов, переполненность классов. Как вам кажется, почему сегодня родители и дети решают перейти на онлайн-формат?

– Когда мы узнаем у старшеклассников и их родителей, почему они выбрали онлайн-школу, то они, чаще всего, называют нам четыре причины.

Во-первых, это то, что в обычной школе преподают на недостаточно хорошем уровне. Это особенно заметно в выпускных классах: тогда и требования родителей и самих детей изменяются, появляется запрос на более качественное и глубокое изучение предметов. Самое главное – это то, что учитель должен знать больше, чем ученик, изучать больше информации, чем дано в учебнике. А часто все бывает наоборот: в телефоне ученик может найти ответ гораздо быстрее, чем это сделает учитель. И конечно, в таких условиях ребенок перестаёт понимать цену зубрёжки, и старается найти для себя более качественное  образование.

Во-вторых, в школах чаще всего нет индивидуального подхода. В старших классах это особенно важно: потому что у ребенка появляется четко выраженный запрос, чем ему хочется заниматься, или он хотя бы стремится понять это.

Третья причина, на самом деле, очень простая: рядом с некоторыми ребятами просто нет хорошей школы. Понятно, что для жителей мегаполисов эта проблема более-менее решаемая, дети (и их родители) готовы тратить час-полтора на то, чтобы добраться до классной школы где-то в другом районе. А вот в маленьких городах такой возможности нет. Там даже банальный переход из школы в школу может рассматриваться как некий «акт предательства».
И четвертая  — буллинг: плохие отношения, с одноклассниками, учителями или даже администрацией школы. К счастью, некоторые родители считают, что важно сохранить психологическое здоровье своего ребенка, и стараются перевести его в среду, где он больше не столкнется с подобными проблемами.

– А вы сами согласны с тем, что онлайн сегодня набирает обороты?

– Конечно. Взять хотя бы нашу школу. Если до ковида у нас училось 5000 учеников, то после стало 8000, потом – 15000 учеников, а сейчас у нас уже практически 18000 учеников.

Но это все еще меньше 1% от общего числа учеников школ
Но это все еще меньше 1% от общего числа учеников школ
Думаю, в этом онлайн-школам поспособствовала пандемия, глобальная удаленка. Сами подумайте – во многих профессиях люди стали все делать из дома. И, конечно, родители подумали: раз можно удаленно работать, то удаленно можно и учиться. Они перестали бояться этого формата. А как мы видели во время дистанционки, в обычной школе учиться удаленно практически нереально. Вот им и приходится искать альтернативы.
 Тогда почему только 18 000 детей, не больше?

– Многие просто не знают об этом. Например, каждый четвертый ребёнок идет к нам, потому что узнал об этом от друзей и родных. То есть просто сарафанное радио. Поэтому до кого-то это просто не дойдёт, и будет он ходить в традиционную школу, потому что так принято.

Другой барьер – финансы. Учитывая, что все онлайн-школы сейчас частные, а значит – платные, не все родители могут себе позволить отдать ребёнка сюда.


– Но и в обычной школе периодически приходится за что-то платить

– Да, конечно. Я вам даже больше скажу: в России получить образование можно по-разному: очно, заочно, очно-заочно. И один из форматов – семейное (самостоятельное) образование. Это когда ребенок и родитель забирают из школы свое личное дело, и могут подать государству заявление на получение субсидий. Тогда деньги за этого ребенка будет получать не школа, а семья. И если я не ошибаюсь, размер этих выплат – около 60 тысяч рублей в год. Поверьте, этого более чем достаточно для того, чтобы обучаться в онлайн-школе. Правда, для этого нужно быть юридически осведомленным и иметь цель. Сейчас в онлайн-школах около 50 тыс. детей обучаются по такому принципу практически бесплатно.
Всё зависит от школы и формата обучения
Всё зависит от школы и формата обучения

Как это – учиться в онлайн-школе?


– Расскажите, как проходит учеба в онлайн-формате? Есть фиксированное количество уроков, расписание и т.д.?

– Конечно, у нас есть фиксированный учебный план по каждому предмету, составлено рекомендованное расписание для посещения. Но, поскольку занятие есть и в онлайне (в прямом эфире), и в записи, ребенок может сам решить, как ему удобнее: те, кому нравится работать четко по структуре, ходят на наши занятия по расписанию, а те, кто совмещают школу с подготовкой в вуз, или с другой, более важной для него деятельностью, – смотрят только те занятия, которые им необходимы тогда, когда им удобно.

– А оценки, аттестации, домашние задания? То, что ребята обычно не любят больше всего

– И это сохраняется. Не стоит думать, что онлайн-школа – это место, где ты ничем не занимаешься и получаешь аттестат. У нас, как и у всех, есть контрольные: промежуточная и итоговая для перевода в другой класс. Поэтому чуда не будет: если ты не учишься, сдать контрольную не получится. 

Что в этом плане нас отличает от обычной школы, так это оценки. У нас их нет. Потому что мы не видим в них ценности: для некоторых ребят выполнить одно из пяти заданий – это уже успех, и мы не можем сказать ему «ну ты знаешь, это два». Мы просто говорим по фактам: сколько сделал, за какое время, с какой попытки. Чтобы он сам понимал, что и где ему нужно подтянуть.

А вот учителям у нас, наоборот, ставят оценку. Для того чтобы в другой раз он мог провести урок по-иному, чтобы ребятам было более полезно, интересно и понятно.


Иногда появляются оценки вроде «этот учитель бог», «это лучший учитель, которого я знаю»
Иногда появляются оценки вроде «этот учитель бог», «это лучший учитель, которого я знаю»

Учеба не для всех


– Летом мы общались с Ириной Абанкиной. И она нам сказала, что для занятий на онлайн-платформах ребенку нужна большая мотивация и заинтересованность. Но если с подготовкой к экзаменам всё ясно, то как мотивировать ребят в обычном школьном образовании?

– Вообще, онлайн-школа, она для свободных и ответственных. Ты можешь сам составить график, учиться в том темпе, в котором ты захочешь – тебя никто не запихнет в класс и не закроет дверь. Но при этом обязательно нужно понимать, зачем ты сюда пришел, осознавать, что это образование нужно в первую очередь тебе.

И если обычная школа отлично справляется с внешней мотивацией (звонок, класс закрыли, учитель начал говорить, тетрадь открыли — ученики по стандартной схеме делают то, что говорит учитель), то в онлайне мы больше работаем с внутренней. То есть ребёнок что-то сделал, мы ему говорим «Ты такой крутой. Ты вчера этого не сделал, а сегодня сделал. Молодец». Мы показываем, что он сам строит себе будущее: например, за каждое задание мы начисляем ему баллы (ХР), даем какие-то бонусы, ачивки. 

А вообще - мы просто делаем так, чтобы ребёнку самому нравилось то, чем он занимается. Это очень важно, чтобы на уроки было интересно приходить. 

Хотя, конечно, бывает и такое, что от нас уходят дети из-за того, что они не смогли себя организовать.

– То есть не все будут готовы взять на себя ответственность за свое образование и будущее в 8 классе?
– Конечно. Как и не все взрослые готовы взять на себя ответственность за всё, что они умеют.

– А за счет чего у вас получается вызвать эту любовь к школе?

– В первую очередь, это профессионализм педагогов. Например, на естественно-научных предметах преподаватели в онлайне проводят опыты, показывают, как все происходит. Иногда педагоги объединяются в пары, чтобы детям стало интереснее и понятнее, что им объясняют и зачем. Например, недавно у нас биолог и физик вели тему про рычаги. Биолог показывал строение мышц, а физик рассказывал, как действует рычаг. И они на роботе показывали всё об этом. И, конечно, ребенок, который до этого читал про рычаги в учебнике, будет в восторге от такой подачи. 

Или, например, на Хеллоуин один педагог пришёл в белом халате, с гримом и начал говорить предысторию, что он зомби, который был заражен когда-то червями, и теперь он вот такой. Тема урока: черви. Скажите, вы когда-нибудь видели такое в обычной школе?

В онлайн-школе «Фоксфорд» на одну вакансию педагога конкурс 15 человек. Такого отбора среди преподавателей нет даже в лучших вузах
В онлайн-школе «Фоксфорд» на одну вакансию педагога конкурс 15 человек. Такого отбора среди преподавателей нет даже в лучших вузах

... Или всё-таки для каждого?


– Кому может подойти такое образование?

– Любому ученику, которому неинтересна школа, но он понимает, что, скорее всего, проблема не в нем.

– По последним данным, 72% ребят не любят ходить в школу … То есть это вариант для всех?

– Да, конечно. Поймите: это не ребенок плох. Это просто не та школа, которая ему подошла, не тот учитель, не тот класс, в котором ему хотелось бы оказаться. И он может решить эту проблему.

Ну а если с более практичной стороны на это посмотреть, то это идеальный вариант для детей, которые профессионально готовятся к олимпиадам или занимаются спортом, часто болеют или много путешествуют с родителями.

– Если мы видим, что модель онлайн-обучения – такая чуть ли не «идеальная» система, где дети любят учиться, познают себя, остаются активными. То почему бы этим просто не заменить всё образование?

– Нужно учитывать, что если ты делаешь что-то очень большое, то, скорее всего, тебе придётся поступиться качеством. А вообще, школа держится на классных педагогах, которые заряжают детей. 

И, скорее всего, массово таких педагогов не будет, если, конечно, не менять их мотивацию, систему, в которой они работают. Тогда 72% ребят, которые не любят ходить в школу, так же не захотят учиться и в онлайне. Потому что формат обучения тут, на самом деле, ни при чем.

1670936277.png
Об онлайн-образовании, новых трендах и увлеченных учителях пообщались с Екатериной Латыповой, академическим директором онлайн-школы «Фоксфорд»


Комментировать

Новые материалы

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Яндекс.Метрика
ООО «Пять углов» Контакты:
Адрес: 9-я Советская, д.4-6 191015 Санкт-Петербург
Телефон:8 (812) 274-35-25, Электронная почта: mail@5uglov.ru