А можно пойти другим путем: натренироваться в решении самых сложных задач. Это поможет не только получить баллы повыше, но и потренировать навыки программирования перед поступлением в колледж или сдачей ЕГЭ.
ОГЭ по информатике-2024: что сделать, когда до экзамена остается совсем немного?
Рассказываем, как готовиться в последние дни и что делать на самом экзамене
Читать далее
ЗАДАЧА 15.1
Это хорошее задание для тех, кто практически не разбирается в программировании. Здесь нужно написать определенный алгоритм для робота, чтобы он закрасил нужные клеточки. Запутаться в этом сложно, потому что команд робот знает всего пять: вверх, вниз, вправо, влево и закрасить. Все они выполняются в определенном порядке и с определенными условиями (если, то, и, или, пока). Вообще, провести робота по нужному направлению можно и без знания программирования, а пользуясь банальной логикой.
Только помните, что программы для роботов не похожи на предложения из русского языка. Писать их нужно как бы отдельными словами-командами: не «если снизу не свободно/занято», а «если не снизу свободно». Даже если вы напишите все правильно, но отвлечетесь от языка алгоритма, то ничего не выйдет, и за задание поставят 0 баллов.
И не забывайте про циклы — они нужны, чтобы вам не прописывать одну и ту же команду несколько раз, а как бы закольцевать её одним условием со словом «пока». Только не забудьте указать начало цикла (нц) и его конец (кц), чтобы робот не врезался в стены и не ушел за пределы поля.
Но учтите: так прописывать команды можно только в случае, если поблизости есть стена. А если она находится, скажем на одну клетку выше или ниже, то и условия нужно ставить иные: например, пока не снизу/сверху/слева/справа свободно, вверх/вниз/влево/вправо, и только потом ставить «закрасить». Но не забудьте, что после того, как клеточка станет закрашена, нужно вернуться обратно к стене.
ЗАДАЧА 6
В этом задании проверяется ваше знание основ программирования, а если быть более точными — знание условных операторов if-else, да и вообще вы должны понимать, как выглядит программа на определенном языке программирования. В остальном это все та же логика, что и в случае с роботом.
Дальше есть два варианта развития событий: кому-то повезет и выпадет вариант попроще, где нужно будет просто подставить цифры и понять, подходят ли они условиям, а кому-то придется потрудиться, потому что в задании выпадет еще и неизвестное число А.
Обычно неизвестная А пугает ребят, но на деле, второй вариант нисколько не сложнее первого, просто для него нужно провести чуть больше манипуляций: сначала посчитать, сколько вообще YES получается, если просто подставить цифры под первое условие (s>10) — обычно на этом этапе получается 3 утвердительных ответа, и остается найти еще 3 или 4. Это сделать легче легкого. Для того, чтобы было проще, напишите цифры t, которые вам даны в порядке возрастания, тогда вы увидите наглядно, какие цифры подходят, а какие нет. Чаще всего цифры в таких заданиях повторяются, и найти нужную становится просто.
Такие таблички помогут правильно решить задания.
ЗАДАЧА 8
Для того, чтобы решить это задание, вам нужно уметь визуализировать её условие. Для этого даже есть специальная схема — круги Эйлера. Те самые, которые пересекаются посередине. Это поможет сразу понять, какую именно зону вам нужно найти.
Например, есть у нас два множества: стихи и рассказы. Стихи — это зелёная зона и синяя, а рассказы синяя и красная. Иногда в заданиях бывает и три объекта, но на этот случай ловите лайфхак: просто вычеркните ту букву, которая повторяется во всех запросах, и решать станет проще.Чтобы решить такие задачи достаточно совершить всего два действия: сложение и вычитание. При сложении зоны добавляются в группу, при вычитании — убираются. То есть, чтобы нам найти все стихи нужно из общего количества запросов вычесть рассказы, а потом прибавить к ней запросы из синей зоны — то есть и стихи и рассказы вместе.
Как вы видите, большинство из задач на программирование решаются с применением самой обычной логики, поэтому бояться сложных слов и задач на целую страницу А4 не стоит. Нужно только чуть внимательнее на них посмотреть и, может, уделить им чуточку больше времени.