Cодержание
Модель поступления в учреждения СПО устарела. Почему?
Модель поступления в колледжи: какой она может быть?
Вариант 1: Введение ОГЭ в аналогии с ЕГЭ
Вариант 2: ввести дополнительные испытания
Вариант 3: оставить средний балл аттестата, но учитывать показатели по профильным предметам
Вариант 4: в дополнение к среднему баллу аттестата учитывать профильные проекты и олимпиады, в которых участвовали и побеждали школьники
18 октября на ежегодной Всероссийской встрече с родителями глава Рособрнадзора сделал ряд важных заявлений - одно из них касалось изменения модели поступления в ссузы и колледжи. По мнению Анзора Музаева, нынешний механизм устарел и не отвечает современным требованиям.
Напомним, что сейчас поступление в колледжи и техникумы осуществляется с помощью конкурса школьных аттестатов. Выпускников 9-х и 11-х классов ранжируют по среднему баллу аттестата, который рассчитывается следующим образом: сумма оценок по всем предметам делиться на общее количество дисциплин.Пока ни глава Рособрнадзора, ни представители других ведомств не заявляли о том, к какому сроку появится новая модель поступления в 10 класс и колледж. Несмотря на это, мы решили узнать у экспертов, почему нынешняя система поступления устарела и какие возможные варианты изменения модели в ближайшем будущем они видят.
Модель поступления в учреждения СПО устарела. Почему?
За последние несколько лет популярность колледжей и техникумов среди школьников действительно возросла - об этом говорят цифры приема. Так, если в начале 2000-х гг., по данным Минпросвещения РФ, учреждения СПО выбирали только 10–12% выпускников 9-х классов, то в 2021 году в колледжи поступило порядка миллиона человек. А в 2022 году - еще больше: около 60% девятиклассников и 30% одиннадцатиклассников.
Популярность колледжей и техникумов можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, в эти учреждения просто проще поступить, чем в университеты. В колледжи принимают на основе среднего балла школьного аттестата, а в вузы - за счет результатов ЕГЭ.
Причем поступить не абы куда, а учиться на престижные и востребованные профессии: так, в минувшую приемную кампанию больше всего абитуриентов оказалось на направлении “Информационные системы и программирование”. Не меньше абитуриентов поступило на "Сестринское дело” и “Лечебное дело", "Экономику и бухгалтерский учет", "Туризм и гостеприимство".Во-вторых, получить профессию и диплом в колледже гораздо быстрее и эффективнее, чем в университете. Студенты учатся в среднем 2-3 года и в течение этого срока занимаются не только теорией, но и практикой. По выпуску же не пишут дипломную работу, а сдают демонстрационный экзамен - форма аттестации, на которой жюри и эксперты проверяют, насколько человек овладел специальностью. Например, повара готовят сложные блюда, сантехники - устанавливают краны, программисты - работают с алгоритмами.
Ну и, если говорить о неочевидных причинах, то в рамках федерального проекта “Молодые профессионалы”, который работает с 2019 года, колледжи и техникумы непрестанно оснащают современным отечественным оборудованием. Так, по данным Минпросвещения, к конце прошлого года было оснащено 3174 мастерских - к концу 2024 году эта цифра должна вырасти до 5000.
Именно массовость дала толчок к тому, что систему поступления пора менять. Поступление сотни тысяч школьников по среднему баллу аттестата - все-таки, необъективный подход, потому что выставляют эти оценки, как продолжает Ирина Всеволодовна, в разных школах по-разному.
Ирина Всеволодовна приводит пример: преподаватели и руководители вузов из Казани, при которых существуют престижные колледжи сетовали, что нередко приходится брать гораздо более слабых ребят из сельских школ, у которых, тем не менее, средний балл аттестата достигал отметки в 4,5-5 баллов. И отказывать сильным ученикам из интересных лицеев, потому что их средний балл иногда не дотягивал и до 4 баллов.
В этом плане история напоминает процесс поступления в вузы в начале 2000-х, когда еще не был введен ЕГЭ. Тогда выпускники школ, у которых была финансовая возможность, готовились на курсах при университетах и поступали. А те, у которых такой возможности не было, пытались получить высшее образование любыми другими способами.
С тем, что иногда отметки выставляются в школьном аттестате для того, чтобы просто выпустить обучающегося, соглашается и Еремин Сергей Владимирович, исполняющий обязанности директора ИСПО им. К.Д.Ушинского: “При этом, понятно, что большинство специальностей требуют достаточно приличной стартовой подготовки”.
Модель поступления в колледжи: какой она может быть?
Однако это не просто правила приема, критерии и так далее. Для начала необходимо определиться, какой будет модель поступления в колледжи. Пока представители Рособрнадзора и других ведомств не высказывались на этот счет, мы пообщались с экспертами. И вот, какие возможные варианты они видят.
Вариант 1: Введение ОГЭ в аналогии с ЕГЭ
Сейчас, чтобы поступить в университет, старшеклассникам необходимо сдавать ЕГЭ по нескольким предметам: два из них - русский и математика (базовый/профильный уровень) - обязательные. Остальные - на выбор ученика.
В то же время все девятиклассники в обязательном порядке сдают ОГЭ по четырем предметам: обязательные русский и математика и оставшиеся - на выбор ученика. Так, может быть, вместо среднего балла аттестата ввести конкурс по результатам ОГЭ? Как это происходит в случае с вузами.
Вариант 2: ввести дополнительные испытания
По мнению Еремина Сергея Владимировича, такой вариант может быть вполне эффективным. По крайней мере, он уже видел результаты нововедения, коснувшегося педагогических направлений.
А вот Ирина Всеволодовна придерживается противоположной точки зрения. Делать вступительные испытания в колледжах - это очень большая дополнительная работа для преподавателей: “Сегодня мастера производственного обучения, этот кадровый потенциал, который пошел в колледжи и который ведет профессиональные курсы - эти люди, в общем-то, сильны в общеобразовательных предметах, и для них принимать общеобразовательные экзамены тоже достаточно сложно. Поэтому, наверное, эта модель нереализуемая, не эффективная и достаточно дорогая.”
Вариант 3: оставить средний балл аттестата, но учитывать показатели по профильным предметам
Такую идею выдвинул Еремин Сергей Владимирович. И в этом есть определенный смысл: вместо того, чтобы внедрять ОГЭ, учитывать баллы экзаменов по профильным дисциплинам, можно было бы просто оценивать средний балл аттестата по тем же профильным предметам, которые требуются для поступления на ту или иную специальность в колледже.
Вариант 4: в дополнение к среднему баллу аттестата учитывать профильные проекты и олимпиады, в которых участвовали и побеждали школьники
А вот по мнению Ирины Всеволодовны, в дополнение к аттестату оценивать мотивацию, вовлеченность и уровень подготовки поступающих в колледжи и техникумы можно было бы с помощью олимпиад и проектов, в которых участвуют школьники.
Кстати, такая модель уже работает при поступлении в университеты. Каждый год Минобрнауки публикует список олимпиад и соревнований, победа в которых дает возможность поступить на бюджет в лучшие вузы страны. Одной из самых популярных является ВСоШ - Всероссийская олимпиада школьников, включающая соревнования по 24 предметам.
Вариантов о том, какой может быть модель поступления в колледжи, оказалось немало. Тем не менее, официальных заявлений на этот счет пока еще не было. И возможно, представители Минпросвещения, Рособрнадзора в скором времени выдвинут свою концепцию, отличающуюся от вышеуказанных.