Пять углов



Спецпроекты
Развлечения
Лайфхаки
Студентам
Культура
Психология
ВОПРОС-ОТВЕТ
Колонка редактора
Наши опросы
Вопрос в редакцию
На практику — в ПУ!
О нас
Контакты
Архив номеров
МЕНЮ
Журнал старшекласcников
|
Читайте нас Вконтакте Читать

советы психологаисследованиеМГУкинорусский языкотношенияанглийский языкчто посмотретьСпецпроектывопрос-ответЕГЭ 2018книгиличный опытрецензияПсихологиякаталог сочиненийрейтинг вузовДевятиклассникамподготовка к экзаменамсоветыитоговое сочинениеНовый годпоступлениеВаши историикак прошли ЕГЭ-2018Книжная полка ПУпрофориентацияволонтерствоСПбГУКак сдать ЕГЭразвлеченияфестивальОГЭКаталог профессийВсероссийские открытые урокиэкзаменыисторияинтервьюжурналистикаПоступление 2024Куда сходитьподросткикультурамузыкаСочинениеНовостиМинистерство образованияна практику — в ПУ!Востребованныеспортновости кинонеделиЛучшее на СтенеЕГЭ-2024олимпиадыЧто почитатьрейтингработапутешествияхоббиКонцертстудентамувлеченияРособрнадзорвузышколапрофессииВУЗНа практику — в ПУ!образованиекарантинЕГЭ-2022искусствоподготовка к ОГЭ75 лет ПобедыКаталог вузовлицензияУчительТеатрродителиКем бытьприемная кампания 2024куда поступатьжурфаклитератураЕГЭ 2024подготовка к ЕГЭсаморазвитиелайфхакиолимпиадаинтересные фактылайфхакиопрос
ТОП авторов
Татьяна Герасименко

Опубликовано статей: 23

Ольга Чибиряк

Опубликовано статей: 27

Полина Батракова

Опубликовано статей: 10

Матвей Невьянцев

Опубликовано статей: 9

Мария Горяинова

Опубликовано статей: 6

Пять углов

Модель поступления в колледжи изменится — какой она может быть?

5 минут

Разбираемся вместе с представителем колледжа и Директором Института развития образования НИУ ВШЭ

18 октября на ежегодной Всероссийской встрече с родителями глава Рособрнадзора сделал ряд важных заявлений - одно из них касалось изменения модели поступления в ссузы и колледжи. По мнению Анзора Музаева, нынешний механизм устарел и не отвечает современным требованиям.

Напомним, что сейчас поступление в колледжи и техникумы осуществляется с помощью конкурса школьных аттестатов.  Выпускников 9-х и 11-х классов ранжируют по среднему баллу аттестата, который рассчитывается следующим образом: сумма оценок по всем предметам делиться на общее количество дисциплин.
Анзор Музаев о модели поступления в 10й класс и колледжи

Пока ни глава Рособрнадзора, ни представители других ведомств не заявляли о том, к какому сроку появится новая модель поступления в 10 класс и колледж. Несмотря на это, мы решили узнать у экспертов, почему нынешняя система поступления устарела и какие возможные варианты изменения модели в ближайшем будущем они видят. 


Новая модель поступления в колледжи, отмена ВПР по иностранным языкам: итоги Всероссийской встречи с родителями
Рассказываем, о чем говорил руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев
Читать далее

Модель поступления в учреждения СПО устарела. Почему? 


За последние несколько лет популярность колледжей и техникумов среди школьников действительно возросла - об этом говорят цифры приема. Так, если в начале 2000-х гг., по данным Минпросвещения РФ,  учреждения СПО выбирали только 10–12% выпускников 9-х классов, то в 2021 году в колледжи поступило порядка миллиона человек. А в 2022 году - еще больше: около 60% девятиклассников и 30% одиннадцатиклассников. 

В этом году тенденция сохраняется: получать среднее специальное образование решили 1,2 миллиона человек.
Статистика поступающих в колледжи

Популярность колледжей и техникумов можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, в эти учреждения просто проще поступить, чем в университеты. В колледжи принимают на основе среднего балла школьного аттестата, а в вузы - за счет результатов ЕГЭ. 

Причем поступить не абы куда, а учиться на престижные и востребованные профессии: так, в минувшую приемную кампанию больше всего абитуриентов оказалось на направлении “Информационные системы и программирование”. Не меньше абитуриентов поступило  на "Сестринское дело” и “Лечебное дело", "Экономику и бухгалтерский учет", "Туризм и гостеприимство".

Во-вторых, получить профессию и диплом в колледже гораздо быстрее и эффективнее, чем в университете. Студенты учатся в среднем 2-3 года и в течение этого срока занимаются не только теорией, но и практикой. По выпуску же не пишут дипломную работу, а сдают демонстрационный экзамен - форма аттестации, на которой жюри и эксперты проверяют, насколько человек овладел специальностью.  Например, повара готовят сложные блюда, сантехники - устанавливают краны,  программисты - работают с алгоритмами. 


Навыки на «отлично»: что такое демонстрационный экзамен?
И как к нему готовиться, рассказывает Анна Кулакова, СПбГУ
Читать далее
1698762116.png

Ну и, если говорить о неочевидных причинах, то в рамках федерального проекта “Молодые профессионалы”, который работает с 2019 года, колледжи и техникумы непрестанно оснащают современным отечественным оборудованием. Так, по данным Минпросвещения, к конце прошлого года было оснащено 3174 мастерских - к концу 2024 году эта цифра должна вырасти до 5000. 


Вывод вполне закономерный: колледжи, в которых хотя и делается упор на синие воротнички и цифровые кадры, стали пользоваться массовым спросом у школьников. Об этом же говорит Ирина Всеволодовна Абанкина, заслуженный профессор, директор Института развития образования НИУ ВШЭ: “Стал очень популярным трек ухода после 9 и даже после 11 класса в колледжи”. Причем не только в самостоятельные, но в и те, что открываются при университетах, продолжает эксперт. Например, на программу СПО “Компьютерные технологии” при Тамбовском государственном техническом университете поступали ребята, у которых средний балл аттестата достигал отметки 4,9 и даже 5. 

Учащиеся выбирают проект «Профессионалитет»

Именно массовость дала толчок к тому, что систему поступления пора менять. Поступление сотни тысяч школьников по среднему баллу аттестата - все-таки, необъективный подход, потому что выставляют эти оценки, как продолжает Ирина Всеволодовна, в разных школах по-разному.


О модернизации в колледжах

Ирина Всеволодовна приводит пример: преподаватели и руководители вузов из Казани, при которых существуют престижные колледжи сетовали, что нередко приходится брать гораздо более слабых ребят из сельских школ, у которых, тем не менее, средний балл аттестата достигал отметки в 4,5-5 баллов. И отказывать сильным ученикам из интересных лицеев, потому что их средний балл иногда не дотягивал и до 4 баллов. 

В этом плане история напоминает процесс поступления в вузы в начале 2000-х, когда еще не был введен ЕГЭ. Тогда выпускники школ, у которых была финансовая возможность, готовились на курсах при университетах и поступали. А те, у которых такой возможности не было, пытались получить высшее образование любыми другими способами. 

Ирина Абанкина о среднем балле аттестата в школах

С тем, что иногда отметки выставляются в школьном аттестате для того, чтобы просто выпустить обучающегося, соглашается и Еремин Сергей Владимирович, исполняющий обязанности директора ИСПО им. К.Д.Ушинского: “При этом, понятно, что большинство специальностей требуют достаточно приличной стартовой подготовки”. 


Модель поступления в колледжи: какой она может быть? 


Да, механизм поступления в учреждения СПО действительно устарел. Но так или иначе, он зафиксирован в законе. Поэтому в первую очередь, по мнению Ирины Всеволодовны, “нам требуется изменить законодательные нормы”. 

Однако это не просто правила приема, критерии и так далее. Для начала необходимо определиться, какой будет модель поступления в колледжи. Пока представители Рособрнадзора и других ведомств не высказывались на этот счет, мы пообщались с  экспертами. И вот, какие возможные варианты они видят.

Вариант 1: Введение ОГЭ в аналогии с ЕГЭ


Сейчас, чтобы поступить в университет, старшеклассникам необходимо сдавать ЕГЭ по нескольким предметам: два из них - русский и математика (базовый/профильный уровень) - обязательные. Остальные - на выбор ученика. 

В то же время все девятиклассники в обязательном порядке сдают ОГЭ по четырем предметам: обязательные русский и математика и оставшиеся - на выбор ученика. Так, может быть, вместо среднего балла аттестата ввести конкурс по результатам ОГЭ? Как это происходит в случае с вузами.

Разности итоговой аттестации по среднему баллу
Однако Ирина Всеволодовна полагает, что пока не все готовы считать ОГЭ за объективный показатель знаний школьника - эта система в аналогии с ЕГЭ требует времени, сил и вложений.

“Сказать что мы можем развернуть систему аналогичную ЕГЭ на уровне ОГЭ так, чтобы это была независимая и одинаковая итоговая аттестация во всех регионах, это тоже на многие годы проект”, - резюмирует Ирина Всеволодовна. С этим согласен и Сергей Владимирович: если делать ОГЭ массовым показателем оценивания абитуриентов, то “в таком случае потребуется серьезная работа со стороны Минпросвещения, а также, вероятно, Рособрнадзора”.

Вариант 2: ввести дополнительные испытания


Результаты ЕГЭ - не единственный показатель, которым приемные комиссии вузов измеряют абитуриентов. По многим направлениям подготовки есть ДВИ - дополнительные вступительные испытания, которые также сдают поступающие. Например, будущие журналисты пишут эссе и сдают тесты, у театралов это вообще главный конкурс, который проходит в три этапа. Возникает закономерное предложение: не ввести ли тогда ДВИ и в колледжах? Но не по отдельным направлениям подготовки, как это существует сейчас, а по всем. 

По мнению Еремина Сергея Владимировича, такой вариант может быть вполне эффективным. По крайней мере, он уже видел результаты нововедения, коснувшегося педагогических направлений.

оценка абитуриентов по результатам ОГЭ

А вот Ирина Всеволодовна придерживается противоположной точки зрения. Делать вступительные испытания в колледжах - это очень большая дополнительная работа для преподавателей: “Сегодня мастера производственного обучения, этот кадровый потенциал, который пошел в колледжи и который ведет профессиональные курсы - эти люди, в общем-то, сильны в общеобразовательных предметах, и для них принимать общеобразовательные экзамены тоже достаточно сложно. Поэтому, наверное, эта модель нереализуемая, не эффективная и достаточно дорогая.”


Вариант 3: оставить средний балл аттестата, но учитывать показатели по профильным предметам


Такую идею выдвинул Еремин Сергей Владимирович. И в этом есть определенный смысл: вместо того, чтобы внедрять ОГЭ, учитывать баллы экзаменов по профильным дисциплинам, можно было бы просто оценивать средний балл аттестата по тем же профильным предметам, которые требуются для поступления на ту или иную специальность в колледже. 

Сейчас показатель среднего балла аттестата учитывает все пройденные учебные предметы, а не те, что связаны с выбранной специализацией. Мне кажется, один из возможных вариантов будущей модели поступления - это сделать средний балл более обращенным именно на те учебные предметы, которые пригодятся для дальнейшего усвоения специальности. Допустим, если абитуриент поступает на техническую или ИТ-специальность, то желательно рассматривать успеваемость этого выпускника по таким учебным предметам, как, например, информатика, физика, математика.
Еремин Сергей Владимирович, исполняющий обязанности директора ИСПО им. К.Д.Ушинского

Вариант 4: в дополнение к среднему баллу аттестата учитывать профильные проекты и олимпиады, в которых участвовали и побеждали школьники 


А вот по мнению Ирины Всеволодовны, в дополнение к аттестату оценивать мотивацию, вовлеченность и уровень подготовки поступающих в колледжи и техникумы можно было бы с помощью олимпиад и проектов, в которых участвуют школьники. 


ОГЭ - объективный показатель оценки школьника

Кстати, такая модель уже работает при поступлении в университеты. Каждый год Минобрнауки публикует список олимпиад и соревнований, победа в которых дает возможность поступить на бюджет в лучшие вузы страны. Одной из самых популярных является ВСоШ - Всероссийская олимпиада школьников, включающая соревнования по 24 предметам. 


Прямая дорога на бюджет: в каких олимпиадах стоит поучаствовать в 2023 году?
И что для это нужно сделать - гайд от ПУ выпускникам 11-х классов
Читать далее

Вариантов о том, какой может быть модель поступления в колледжи, оказалось немало. Тем не менее, официальных заявлений на этот счет пока еще не было. И возможно, представители Минпросвещения, Рособрнадзора в скором времени выдвинут свою концепцию, отличающуюся от вышеуказанных. 


Фото на обложке: mipt.ru

Разбираемся вместе с представителем колледжа и Директором Института развития образования НИУ ВШЭ
Пройдите опрос
Каким вы видите свое будущее через 10 лет?
1/6








Назад
Далее
А чего больше всего опасаетесь?
2/6







Назад
Далее
Вы уже определились с выбором маршрута: кем стать, куда поступать?
3/6


Назад
Далее
А с кем при этом выборе советовались, к чьему мнению прислушивались?
4/6







Назад
Далее
Если бы у вас появилась возможность жить не работая - согласились бы?
5/6


Назад
Далее
А насколько вообще вы чувствуете себя готовым ко “взрослой жизни”? Оцените от 1 до 5
6/6





Назад
Далее


Комментировать

Новые материалы

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Яндекс.Метрика
ООО «Пять углов» Контакты:
Адрес: 9-я Советская, д.4-6 191015 Санкт-Петербург
Телефон:8 (812) 274-35-25, Электронная почта: mail@5uglov.ru