IT — одна из востребованных и высокооплачиваемых сфер, которую выбирают не только взрослые, но и выпускники школ: в 2024 году информатика в который раз оказалась в топе
популярных для сдачи предметов ЕГЭ.
Но чем больше людей уходят в IT, тем избирательней становятся работодатели: им нужны прокаченные навыки, реальный опыт, глубокие знания и кейсы в портфолио. Где все это можно будет развить и взять — в вузах, колледжах или на онлайн-курсах?
Куда поступать, чтобы не пожалеть об учебе в будущем, мы узнали у экспертов — заместителя декана по учебно-методической работе Факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ Ильи Самоненко и программного директора направления «Академическое образование» Skillbox Сергея Жданова.
Фото: Freepik.com
Хочу в IT - но стоит ли идти?
О востребованных IT-профессиях в 2024 году и необходимых навыках узнали у экспертов hh.ru
Читать далее
Вуз: плюсы и минусы обучения IT
В основе любой профессии лежит железный каркас знаний. И по мнению Ильи Самоненко, именно в университетах студенты погружаются в образовательный процесс системно: вначале изучаются простые темы, затем - сложные, на первых курсах больше базовых дисциплин, со вторых в расписание добавляют профильные предметы.
На выходе выпускник получает широкие знания, которые может по-разному применить в профессии: например, не только вбить код, но и создать оптимальные базы данных, алгоритмы.
Особенно этот плюс важен для тех, кто впервые получает высшее образование, считает эксперт.
Вчерашним школьникам очень важно попасть в определенную университетскую среду и почувствовать, что у них началась «новая жизнь», в которой куда больше не только степени свободы, но и ответственности. Ученикам важно регулярно ходить на занятия и лично контактировать с преподавателями.
Илья Самоненко, Заместитель декана по учебно-методической работе Факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ
А еще в университетах существенно больше ресурсов для организации качественного образования: например, есть библиотеки и семинары, лаборатории и проекты, дополнительные курсы/дисциплины для студентов. Правда, не во всех вузах.
Последнее — социализация и контакты с однокурсниками. Именно это позволяет студенту развивать софт скиллс и развивать собственные проекты: «Зачастую самые эффективные бизнес-команды как раз и складывались из людей, которые учились вместе в университете. Только единичные онлайн-программы, которые реализуются ведущими российскими университетами, могут обеспечить онлайн-образование, сравнимое с офлайн образованием».
А вот самый заметный минус, по мнению Сергея Жданова, — это объем и длительность учебных программ вузов. Поскольку они жестко регулируются государством, они не могут быть короче и обязательно будут содержать блок общеобразовательных предметов (например, физкультура или история), общепрофессиональной подготовки (например, разработчики изучают устройство компьютерных сетей и экономику отрасли) или конкретные профессиональные знания и навыки.
С одной стороны, выпускники таких программ имеют более широкий профессиональный кругозор. С другой – обучение длится дольше и не вся полученная информация будет использована ими в реальной работе. Также стандартизированные программы длиной в несколько лет сложнее обновлять под актуальные потребности рынка.
Сергей Жданов, программный директор направления «Академическое образование» Skillbox
Онлайн-курсы IT: плюсы и минусы обучения
В первую очередь программы онлайн-курсов адаптированы под запросы рынка труда: в них нет лишних предметов и тем — преподаватели дают только актуальную и практическую информацию. По мнению Сергея Жданова, это и объясняет популярность онлайн-курсов: они позволяют достаточно быстро получить базовый набор навыков и начать работать, пускай с junior позиций.
Второе важное отличие онлайн-курсов – возможность конвертировать усилия в опыт работы и портфолио (что более понятно для работодателя), а не в диплом. Например, опыт работы у студента бакалавриата и студента онлайн-курсов несравним. Учиться на курсах можно, когда удобно, и работать при этом полный рабочий день. Будучи студентом университета, и даже подрабатывая параллельно с учебой, все равно невозможно получить такое же количество рабочих часов.
Опыт Skillbox показывает, что за 6-9 месяцев, в зависимости от направления, можно получить базовый объем знаний и навыков для старта в карьере. Именно поэтому на некоторые продукты Skillbox действует гарантия трудоустройства от нашего Центра развития карьеры.
Сергей Жданов, программный директор направления «Академическое образование» Skillbox
Ну и в третьих,
продолжительность обучения: в среднем на онлайн-курсах учатся от 8 месяцев до 2 лет (в зависимости от профиля), тогда как в вузе учебе нужно отдать минимум 4 года, максимум — 5 лет (в зависимости от формы обучения).
Заметна
разница и в стоимости: средняя цена за онлайн-курс в несколько раз ниже средней стоимости обучения в вузе (в 2024 году у студентов-очников она
составила 184 388 рублей в год).
Практически на всех онлайн-курсах учеба протекает дистанционно. Эффективен такой формат или нет — мнения сложились разные. По мнению Сергея Жданова, благодаря дистанту студент не тратит времени на дорогу и может сам определить дни, в которые он учится. Плюс дистанционное образование дает доступ обучению у преподавателей-практиков, которые прямо сейчас работают в индустрии, объясняет эксперт.
Конечно, нужно учесть, что если вы учитесь из дома, вы должны быть дисциплинированным и организованным, прилагать усилия. Впрочем, как и если бы вы учились в вузе, продолжает Сергей Жданов.
А вот Илья Самоненко считает, что пусть формат и оправдан, подходит он не всем. В первую очередь, — тем, у кого нет базового технического или математического образования, не следует идти после школы на онлайн-курсы. Ведь именно наличие образования влияет на то, как человек освоит большинство профессий в IT — от фронт-энд разработчика до аналитика данных.
Существенную часть квалификации программиста составляет объем написанного им кода. В этом смысле, если мы говорим про программистов, фронт-энд и бэк-это разработчиков, то для них дистанционное образование вполне уместно, при условии, что данные люди уже имеют некоторое базовое образование, например математическое или техническое. Тогда успех зависит от того, сколько времени человек выделит на свое образование и того, кто и как будет его консультировать, например указывая, какие ошибки в коде он совершил.
Однако если мы говорим про аналитиков данных, датасаентистов и разработчиков алгоритмов машинного обучения, то тут помимо навыков в программировании требуется еще изучить достаточно много разделов математики. Но далеко не всегда метаматематику можно эффективно изучить онлайн.
Илья Самоненко, Заместитель декана по учебно-методической работе Факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ
Так что выбирать?
Сперва эксперты советуют определиться, к какой цели вы идете, в каких условиях находитесь и каким образом собираетесь попасть на рынок труда. Скажем, если вы хотите получить получить фундаментальное образование, первое образование, нужно поступать в университет, считает Илья Самоненко.
И только в случае, когда есть базовое образование, то онлайн-школа может быть эффективна для повышения квалификации или профессиональной переподготовки.
Илья Самоненко, Заместитель декана по учебно-методической работе Факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ
Сергей Жданов считает, что короткие, интенсивные и практико ориентированные программы онлайн-курсов, в которые включены стажировки в крупных компаниях, ничуть не уступают программам вузов и колледжей. При этом он отметил, что не нужно идеализировать онлайн-образование и демонизировать обучение в колледжах и университетах — у каждой траектории есть свои плюсы и минусы.
«Сегодня у студентов есть выбор: можно учиться на онлайн-курсах, потом пойти в колледж, и окончить бакалавриат и магистратуру по необходимости. В каждом из образовательных треков можно быть успешным, важно понимать к каким целям вы идете», — объясняет эксперт.
В любом случае, какой бы вы трек поступления не выбрали, помните, что для работодателя важен не столько ваш диплом, сколько наработанный опыт, навыки и портфолио.
Сегодня выпускникам университетов и колледжей уже недостаточно просто хорошо учиться, важно во время учебы сформировать портфолио, которое подтвердит набор компетенций и выделит специалиста на рынке труда. Мы видим, что количество школьников, которые не планируют доучиваться до 11 класса, далее идти в вуз и только потом выходить на рынок труда, растет. Именно поэтому Skillbox открыл первый в стране лицензированный Цифровой колледж, обучение в котором полностью дистанционное.
Сегодня, колледжи – кратчайший путь к трудоустройству. Этот трек короче университетского, и построен вокруг практических задач – студенты смогут начать строить карьеру уже во время обучения, так как асинхронное обучение позволяет грамотно распределять ресурсы.
Сергей Жданов, программный директор направления «Академическое образование» Skillbox
Skillbox откроет первый цифровой колледж в России
Рассказываем о направлениях и особенностях обучения, о том, кто может поступить и когда открывается приемная кампания
Читать далее
Разбирались в плюсах и минусах каждой траектории вместе с экспертами из НИУ ВШЭ и Skillbox