Cодержание
Ридли Скотт входит в десятку самых «кассовых» кинорежиссеров, и едва ли удастся найти человека, который посчитает это незаслуженным достижением. Подход Скотта уникален, режиссер называет его «школа всего». Он учился создавать декорации, самостоятельно делал раскадровку почти для всех своих кинолент и работал оператором на съемках первых фильмов.
В новом выпуске «Киностиля» Рассказываем, как успех одного из наиболее влиятельных британцев в истории Голливуда связан с рекламой, любовью к вестернам и младшим братом.
Эд Вуд: история «успеха» худшего в мире режиссера
Худший режиссер — клеймо или преимущество? Эд Вуд — пример того, как, являясь худшим в своем деле, можно стать легендой
Читать далее
ЮНОШЕСКИЕ АМБИЦИИ СКОТТА
Казалось, что судьба великого режиссера была предопределена еще до его появления на свет. Не было сомнений, что Ридли Скотт пойдет по стопам отца Фрэнсиса Перси Скотта, вступит в торговый флот. В будущем от этих суждений останутся только отголоски, замеченные зрителем в фильмах «1492: Завоевание рая», «Белый шквал», «Чужой».
Кстати, именно Фрэнсис, хорошо владеющий ручкой и чернилами, привил Ридли любовь к рисованию. За этим занятием будущий режиссер проводил большую часть своего свободного времени, хотя был «из того поколения, которое лазило по деревьям».
Ридли Скотт с семьей в детстве // Фото: fotobase.co
Совершенствуя свой навык, Ридли Скотт продолжал учиться. Он не был успешен в школе, она ему не нравилась. Зато будущий режиссер сильно выделялся среди сверстников, учитывая, что жил он в глубинке северо-восточной Англии, где верхом возможностей была работа учителем.
Во многом юному Ридли помогли родители, которые поддерживали каждый рисковый шаг сына, поэтому не оставили его после решения поступить в Колледж искусств Вест-Хартлпул, а затем и в престижный Королевский колледж искусств в Лондоне.
«ПАРЕНЬ И ВЕЛОСИПЕД»
20-летний Ридли Скотт решил получать диплом в области графического дизайна. Учеба теперь давалась ему легко, потому что приносила удовольствие. Но тягу к кино подавить в себе было нереально.
Увлечению кинематографом Ридли Скотт обязан матери: каждую субботу она водила семью на кинопоказы. Правда, увидеть на них можно было только голливудскую классику: «Черный лебедь», «Гильда», «Гражданин Кейн».
Любимым жанром Ридли с детства стал вестерн. При просмотре фильмов, парень был убежден, что находится в том мире. А позже Скотт стал фанатом одного из лучших режиссеров того времени — Джона Форда. Его работами мужчина восхищался и будучи взрослым.
Кадр из фильма «Дилижанс» Джона Форда
В Королевском колледже, где учился молодой режиссер, не было кинематографического отделения, но, как-то оставшись в кладовке, Скотт смог откопать ручную 16-миллиметровую камеру Bolex с экспонометром и инструкцией по эксплуатации. На нее парень снял короткометражный фильм «Парень и велосипед» с младшим братом Тони в главной роли (Тони, кстати говоря, позже пошел по стопам брата). При создании короткого метра Ридли вдохновлялся романом «Улисс» Джеймса Джойса и пытался передать свои юношеские переживания и амбиции. Начало было положено.
В 1961 году Ридли Скотт закончил колледж и отказался от стажировки в BBC в пользу рекламного агентства в Манхэттене. Но, спустя восемь месяцев работы монтажером в разных проектах, Скотт так и не смог уйти от BBC и устроился художником-постановщиком. На своей должности он учился работать с декорациями и реквизитом.
Работа в BBC научила меня основному: понимать, чего я хочу.
Ридли Скотт
Соединив деньги и коммерцию, Ридли Скотт создал Ridley Scott Association, куда первым делом взял работать младшего брата Тони.
Семейный бизнес, основанный на съемках рекламы, стремительно становился все более востребованным и успешным. Основатель компании стал миллионером едва достигнув 30 лет. Ридли был уверен: создание фильма не за горами, а перестать снимать рекламу было тяжело, ведь у него отлично это получалось.
РИДЛИ СКОТТ В БОЛЬШОМ КИНЕМАТОГРАФЕ
Когда Ридли принял решение адаптировать классику, долго не мог определиться с произведением. Сначала были проблемы с выбором автора, это мог быть Джек Лондон или Генри Джеймс. Идеальным вариантом был более современный Джозеф Конрад, сложная проза которого не сразу полюбилась Скотту. Так как «Сердце тьмы» уже решил экранизировать Фрэнсис Форд Коппола, выбор пал на «Дуэль».
Это был идеальный сценарий для Воображения Скотта: временные рамки, прекрасная возможность отразить динамику и показать абсурдность Человеческой натуры.
Иэн Нейтан, журналист и автор книги «Ридли Скотт. Гений визуальных миров. От «Чужого» до «Марсианина»
Теперь «Дуэлянты» — один из лучших фильмов британского режиссера, а на Каннском кинофестивале в 1977 году получил приз за лучшую первую работу.
Кадр из фильма «Дуэлянты»
«ЧУЖОЙ»
Скотт знал, что для успеха его второй киноленты, главный герой — безбилетник, атаковавший экипаж космического корабля — должен быть максимально убедительным. В качестве прообраза сценарист Дэн О'Бэннон и Скотт выбрали одну из иллюстраций «Некромикона» художника Гигера, который впоследствии стал работать над фильмом по предложению Ридли Скотта.
«Чужого» восприняли неоднозначно, и только со временем кинолента стала легендарной. Но это не помешало съемочной группе получить награды «Оскар», «BAFTA» и «Сатурн» в разных номинациях. Призы в том числе получили в номинациях «Лучшие визуальные эффекты» и «Лучшая работа художника-постановщика», Ридли Скотт разбирался в этом лучше любого другого режиссера тех времен. Он начинал свою карьеру в качестве художника-постановщика, получил образование в этой сфере, поэтому подход режиссера к убедительности всего происходящего, локации и самого Чужого был скрупулезным.
Ридли Скотт на съемках фильма «Чужой»
Чего стоит только сцена с грудоломом, которая снималась одним дублем для натуральности эмоций актерского состава. Скотт вручную приклеивал кусочки мяса к будущему инопланетному существу, вместе с которым из тела Кейна вылетали свежие потроха и искусственная кровь.
Все эти факторы, дополненные кубриковской цветокоррекцией и камерностью «Соляриса» посодействовали созданию одного из важнейших научно-фантастических фильмов всех времен.
Картина зародила целую франшизу, в которую входит 9 фильмов, учитывая два кроссовера с Хищником и предстоящий «Чужой: Ромул» (мировая премьера — 16 августа 2024 года). Но даже среди такого количества фильмов, самые высокие оценки получили два приквела, срежисированные именно Ридли Скоттом.
Ридли Скотт на съемках фильма «Чужой»
ВСЕ ЗНАЮТ ЭТО ИМЯ. ЧТО ДАЛЬШЕ?
На «Чужом» Ридли Скотт не остановился, сняв «Бегущего по лезвию».
Эту темноту мы взяли с севера Англии… Это настоящая тьма. Северо-восток Англии – это темная промышленная зона. Вы смотрите “Бегущего по лезвию” – там нескончаемый дождь. Вы смотрите на северо-восток – и там нескончаемый дождь.
Ридли Скотт
Атмосфера фильма буквально передает картину, окружавшую юношу Скотта в его родных краях, а сам «Бегущий по лезвию» — «Гражданин Кейн» научной фантастики. В 2000 году по результатам опроса BBC «Бегущий по лезвию» был признан вторым величайшим фильмом в истории кинематографа.
Кадр из фильма «Бегущий по лезвию»
Дальше Голливуд начал «делать» свою работу. Скотт около 15 лет «клепал» фильмы с красивой картинкой каждые 2-3 года без особого успеха. Бюджет большинства фильмов не окупался, а оценки оставляли желать лучшего. Следующий бесспорный шедевр снял только в 2000 году. «Гладиатор» с Расселом Кроу и Хоакином Феником в главных ролях произвел фурор, получив 12 номинаций на премию «Оскар» и выиграв в 5 из них, в том числе в категории «Лучший фильм».
Ридли Скотт стал востребованным продюсером, но продолжал снимать. Так вышел, например, достойный, но не фееричный «Гангстер», провалившийся «Робин Гуд» и великолепный «Марсианин», который стал «классикой» научно-фантастического кинематографа.
Ридли Скотт и Рассел Кроу на съемках «Гладиатора»
КРИТИКИ БОЯТСЯ ВТОРОГО «ГЛАДИАТОРА»
Совсем скоро предстоит выход сиквела «Гладиатора». Критики опасаются насчет успеха фильма после разочаровавшего их в 2023 году «Наполеона». Хотя красивое изображение важно для киноленты, но воспринимать ее всерьез тяжелее, когда на сюжет не делают ставку и работают с ним недобросовестно. Такие случаи встречались в фильмографии Скотта: «Ганнибал», «Исход: Цари и боги», «Все деньги мира».
Кадр из фильма «Гладиатор 2»
В ЧЕМ СЕКРЕТ УСПЕХА РИДЛИ СКОТТА?
«Способности» художника Ридли Скотта заключаются в кропотливой работе над антуражем. Например, работая с научной фантастикой, ему важно привести все детали к одному стилю, чтобы ни одна из них не выбивалась из общей картинки. А в исторических драмах декорации чаще выступают дополнением к образам, созданными сценаристами.
Нельзя не упомянуть, как умело Ридли Скотт справляется с задачами рассказчика. Все фильмы британского режиссера сняты по чужим сценариям, которые почти никогда не правились Скоттом. Основа его успеха заключается в неочевидных способах повествования, основанных скорее не на сути сюжета, а на отдельных деталях, создающих атмосферу происходящего.
В «Чужом» ужас всего происходящего подчеркивает клаустрофобная локация. В «Бегущем по лезвию» вечная темнота и проливные дожди — метафора, подобранная к одиночеству главного героя в фантастическом нуарном городе будущего.
В «Марсианине» то же одиночество раскрывается иначе, с помощью ироничности игр на выживание, в которых участвует персонаж Мэтта Дэймона.
С момента выхода «Дуэлянтов» прошло 47 лет. 47 лет всему миру известен Ридли Скотт. И хотя кинематограф — коварный бизнес, в котором невозможно постоянно быть на вершине, наследие этого британского режиссера останется вечным.