Пять углов



Спецпроекты
Развлечения
Лайфхаки
Студентам
Школьные новости
Культура
Психология
ВОПРОС-ОТВЕТ
Колонка редактора
Наши опросы
Вопрос в редакцию
На практику — в ПУ!
О нас
Контакты
Архив номеров
МЕНЮ
Журнал старшекласcников
|
Мы в Telegram ЧитатьЧитайте нас Вконтакте Читать

Мы в Telegram
рецензияЕГЭ-2025поступлениекарьерасаморазвитиеискусствобуллингМинистерство образованияКак сдать ЕГЭЧто почитатьКолледжиподросткиУчебакаталог сочиненийолимпиадырейтингволонтерствоисториямода и стильпрофессииподготовка к экзаменамувлеченияэкзаменыличный опытитоговое сочинениеКуда сходитькиносуббота с ПУприемная кампания 2024куда поступатьвузыДевятиклассникамСочинениеОГЭЕГЭ 2024трендыновостиКнижная полка ПУВостребованныеКем бытьПоступление 2024Театржурфакновости кинонеделиработалайфхакивопрос-ответна практику — в ПУ!Концерт75 лет ПобедыНовый годкиноКаталог вузовинтервьюВУЗжурналистикаинтересные фактыпутешествияспортлайфхакисоветыкарантинродителиподготовка к ЕГЭхоббипрофориентациямузыкарусский языкВаши историиопросЕГЭ 2018ЕГЭ-2024литературастудентамобразованиеисследованиесоветы психологаСПбГУНа практику — в ПУ!олимпиадаподготовка к ОГЭотношенияфильмы и сериалыКорейская волнаЕГЭ-2022развлеченияПсихологияРособрнадзоррейтинг вузовМГУчто посмотретьшколакультуракнигиКаталог профессийЛучшее на Стене
ТОП авторов
Ольга Чибиряк

Опубликовано статей: 35

Елизавета Уварова

Опубликовано статей: 12

Илья Воробьев

Опубликовано статей: 9

Екатерина Волгина

Опубликовано статей: 16

Дарья Хрипунова

Опубликовано статей: 8

София Харламова

Опубликовано статей: 5

Пять углов

Свидетели буллинга: могут ли они помочь остановить травлю?

5 минут

Как чувствуют себя очевидцы буллинга и почему они не всегда могут заступиться за другого? Делятся ученики 11-ых классов

Каждый второй подросток в России сталкивался с буллингом. Но это явление не о двух участниках — жертве и агрессоре: школьная травля часто происходит на глазах. По статистике, около 55% подростков становились свидетелями травли. Эта роль в триаде — одна из самых главный, ведь именно наблюдатель может помочь запуганной жертве. 

Мы расскажем три истории: они не столько о жестокости, сколько о людях, которым пришлось ее наблюдать. Как чувствуют себя свидетели буллинга и почему не всегда могут заступиться за другого? Делятся ученики 11-ых классов.  

«‎Я жалею, что взрослые, окружавшие нас, ничем не хотели помочь»«‎Я жалею, что взрослые, окружавшие нас, ничем не хотели помочь»‎ 


История Анастасии, 11 класс

Настя впервые стала свидетельницей буллинга в 7 классе: жертвами были её одноклассницы с ОВЗ, а агрессорами — сверстники. Им нравилось выводить девочек на эмоции, а потом «‎добивать», унижая за реакцию. 

Издевательства над такими детьми происходили регулярно. Над жертвой могли открыто смеяться, провоцировать с ней драки, думая, что она ничего не понимает. Больше всего запомнился момент, когда всплыли видео с избиением девочки, с которой я училась в 7 классе. Ребята дразнили ее, били и убегали, ожидая, что она побежит за ними.
Настя
Школьница признается, что ей никогда не было страшно вступиться за жертву. Настя всегда была борцом за справедливость и умела за себя постоять. Она поделилась с нами, как пыталась противодействовать агрессорам:
В тот момент я была подростком с обостренным чувством справедливости, поэтому очень сильно хотела помочь девочке, защитить ее. Уже перейдя в другую школу и узнав об ужесточении этой ситуации, я пыталась отправить видео с доказательствами в департамент образования нашего города, сообщить хоть кому-то.
Настя

Настя быстро узнала, что в той школе ситуацию «замяли», просто поговорив с мальчиками, поэтому ее попытки помочь оказались бесполезными. И самое, наверное, страшное — взрослые тоже не хотели вмешиваться: «Родителям той девочки было все равно, поэтому они никак ей не помогали», — говорит Настя.

Те, кто должны решать конфликт, решают, как это принято, не вмешиваться. Смотря на это, школьница разочаровалась в учителях и родителях. Героиня признается, что ей было очень тяжело справиться с всеобщим безразличием:

Я жалею, что взрослые, окружавшие нас, ничем не хотели помочь, не хотели брать на себя ответственность. Их действия могли бы стать решающими в обеих ситуациях, поэтому ощущалась собственная беспомощность.
Настя

С другой стороны, Анастасия замечает, что и многие ребята не воспринимали травлю серьезно. Для них это выглядело как шутка или игра. Кто-то же просто-напросто боялся агрессоров.

В конце концов открытый буллинг прекратился, но оскорблений и насмешек «за спиной» избежать не удалось:

Девочка из восьмого класса сейчас менее подвержена издевательствам. Она все также сильно отличается от других, однако не испытывает больше таких сильных проблем с социализацией.
Настя
Настя признается, что не знает, как разрешилась ситуация с девятиклассницей, ставшей жертвой буллинга, — их жизненные пути разошлись. Однако ей известно, что издевательства над ней все также продолжаются среди бывших агрессоров, несмотря на то, что сама девочка уже об этом не знает.

«‎Они молчали из-за того, что тоже боялись агрессора»«‎Они молчали из-за того, что тоже боялись агрессора»


История Антонины, 11 класс 

Тоня стала свидетельницей буллинга в 8–9 классе. Тогда её одноклассница подверглась нападками со стороны лидера класса и его компании друзей. Героине запомнилось, что, реагируя на оскорбления и пытаясь отстаивать себя, жертва столкнулась с еще большей травлей: парень стал регулярно «задирать» одноклассницу.

Это было примерно так: учитель спрашивает, кто пойдет к доске, агрессор говорит: «А пусть (имя) идет». Далее девочка отвечает: «Помолчи, пожалуйста». После этого начинаются всяческие нападки в ее сторону. Думаю, что это не было началом травли, но я обратила на это внимание именно тогда.
Антонина

Тоне было тяжело наблюдать за буллингом, в том числе из-за того, что и жертва, и агрессор были её приятелями. Она хорошо знала обоих и боялась встать на чью-либо сторону:

Я была знакома и с жертвой, и агрессором. Мы не общались с ними близко, но были в достаточно хороших отношениях. С девушкой мы иногда ходили вместе домой, а с парнем общались в школе.
Антонина
Наша героиня признается, что тогда она впервые столкнулась с фетшеймингом (действиями, которые унижают, высмеивают или оскорбляют человека за полноту). Одноклассник неуместно шутил про «лишний вес», пытаясь задеть одноклассницу:
На урок физкультуры девочка пришла в обычной, необтягивающей, футболке, и агрессор сразу начал ее задевать. Были высказывания про её лишний вес, про то, что ей нужно похудеть и другие нелестные комментарии по поводу её внешнего вида.
Антонина

Даже после этого Тоня не смогла вмешаться, потому что мальчик был не последним человеком в классе — он был лидером, которого любили и уважали, к его мнению прислушивались. Тоня молчала, потому что ей было страшно стать очередной жертвой буллинга. 

Да и ее бы тогда тоже некому было защитить. Тоня наблюдала за равнодушием и страхом ребят: никто даже не пытался помочь жертве. Кто-то был «сам по себе», кто-то же пытался усидеть на двух стульях: «Они молчали, вероятно, из-за того, что тоже боялись агрессора и не хотели привлекать к себе излишнее внимание»

А буллинг продолжался. Одноклассница просила парня прекратить, и от отчаяния угрожала, но тот лишь пропускал ее слова мимо ушей. В итоге, сдавшись, девочка попросила прийти в школу маму — это не помогло. Над ней стали смеяться ещё больше, ведь она не смогла решить проблему самостоятельно.

Тоня часто вспоминает об этой истории и стыдится, что не смогла помочь однокласснице. Но в юном возрасте мы только учимся поступать правильно, главное — что ты будешь делать дальше. Этот опыт и это сожаление за бездействие подталкивают Тоню теперь: с того момента наша героиня не раз вставала на сторону жертв буллинга, когда замечала нападки со стороны.

Меня гложет то, что я не смогла ничем помочь жертве, потому что в её сторону лились действительно ужасные слова. Я чувствую, что жертве недоставало поддержки от других девочек нашего класса, поэтому она закрылась совсем, и теперь при встрече мы даже не здороваемся.
Антонина
«‎В качестве связующего звена»‎: в Госдуме хотят привлечь старшеклассников к выявлению случаев буллинга
Для борьбы со школьной травлей предлагается назначать старшеклассника на должность уполномоченного по профилактике травли и буллинга
Читать далее

«Пытался объяснить агрессорам, что они поступают неправильно»«Пытался объяснить агрессорам, что они поступают неправильно»


История Семёна, 11 класс

Семён стал свидетелем буллинга в 7–8 классе. На этот раз по традиционному тропу школьной травли жертвой стал отличник — тот, кого на английском бы прозвали teacher’s pet (пер. любимец учителей). Однажды ребята-двоечники стали оскорблять преподавательницу, которая сделала им замечание. Парень попросил их прекратить — за это его сразу возненавидели. 

По словам героя, агрессоры хотели решить вопрос силой: «Один парень высмеивал отличника перед всем классом и собирался устроить драку после уроков». Сёма хорошо общался с одноклассником, поэтому сразу решил для себя, что не даст парня в обиду. Он советовал ему, как лучше поступить, и открыто вмешивался во время нападок:

Свидетели буллинга предпочитают молчать, потому что сами бояться стать жертвой, чаще свидетели стараются сохранить нейтралитет, не примыкая ни к одной из сторон. Но я пытался поступить по-другому и был рядом с товарищем, даже когда его травили, пытался объяснить агрессорам, что они поступают неправильно.
Семён

К сожалению, все остальные ребята были на стороне обидчика, поэтому друзья выступали вдвоем против всего класса. Травля закончилась «кулаками», но всё же никто сильно не пострадал: мальчик-отличник поставил агрессора «на место», и другие ребята в классе его зауважали. 

Кажется, что у истории счастливый финал, однако, сделав шаг назад, мы заметим, как в жестоких правилах школы только драка определяет, какое место ты занимаешь в иерархии и достоин ли того, чтобы тебя не буллили. 

«Основная цель вашей поддержки — дать жертве понять, что она не одна»«Основная цель вашей поддержки — дать жертве понять, что она не одна»


Три истории, три свидетеля буллинга и три разные роли — активиста, наблюдателя и прямого участника-защитника. Каждый повел себя так, как смог в данный момент — на что хватило жизненного опыта. Но вообще существует правила: чтобы помочь ребятам, которые стали свидетелями буллинга, можно воспользоваться памяткой программы «Каждый важен» Центра Толерантности. 

1. Надо понимать, что школьная травля затрагивает не только жертву, но и каждого, кто становится свидетелем. Даже если ребенок не участвует в буллинге, он не избежит последствий. Наблюдение со стороны оставляет глубокие шрамы на детской психике. 

2. Нельзя думать, что травля — проблема других людей. Столкнуться с этим может каждый. Буллинг всегда происходит с молчаливого согласия свидетелей. Дети, педагоги и родители — единственный способ прекратить насилие. 

3. Существует миф, что основные причины возникновения травли — национальность, состояние здоровья, заметные внешние отличия, особенности поведения, уровень успеваемости и социальное положение семьи. Однако все зависит от обстоятельств. С травлей сталкиваются многие «обычные» ребята. Даже если подросток чем-то отличается от остальных, это не повод для буллинга. Никто не заслуживает плохого отношения к себе. Если ребенок стал жертвой травли — это не означает, что проблема в его поведении. 

4. Лучше всего поддержать жертву, если вы стали свидетелем травли. То, что в этот раз «буря миновала» не означает, что то же произойдет в следующий раз. Сообщить взрослым или попытаться как-то исправить ситуацию лучше, чем «корить» себя в будущем. Основная цель вашей поддержки — дать жертве понять, что она не одна, и что есть способы справиться с ситуацией.
Опрос ВЦИОМ: только 15% россиян обратились бы к психологу, если бы их ребенок столкнулся с травлей в интернете
По мнению экспертов, это показывает, что психологическому здоровью ребенка уделяется недостаточно внимания
Читать далее
Фото: Freepik.com
Как чувствуют себя очевидцы буллинга и почему они не всегда могут заступиться за другого? Делятся ученики 11-ых классов


Комментировать

Новые материалы

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Яндекс.Метрика
ООО «Пять углов» Контакты:
Адрес: 9-я Советская, д.4-6 191015 Санкт-Петербург
Телефон:8 (812) 274-35-25, Электронная почта: mail@5uglov.ru