Cодержание
Каждый второй подросток в России сталкивался с буллингом. Но это явление не о двух участниках — жертве и агрессоре: школьная травля часто происходит на глазах. По статистике, около 55% подростков становились свидетелями травли. Эта роль в триаде — одна из самых главный, ведь именно наблюдатель может помочь запуганной жертве.
Мы расскажем три истории: они не столько о жестокости, сколько о людях, которым пришлось ее наблюдать. Как чувствуют себя свидетели буллинга и почему не всегда могут заступиться за другого? Делятся ученики 11-ых классов.
«Я жалею, что взрослые, окружавшие нас, ничем не хотели помочь»«Я жалею, что взрослые, окружавшие нас, ничем не хотели помочь»
Настя впервые стала свидетельницей буллинга в 7 классе: жертвами были её одноклассницы с ОВЗ, а агрессорами — сверстники. Им нравилось выводить девочек на эмоции, а потом «добивать», унижая за реакцию.


Настя быстро узнала, что в той школе ситуацию «замяли», просто поговорив с мальчиками, поэтому ее попытки помочь оказались бесполезными. И самое, наверное, страшное — взрослые тоже не хотели вмешиваться: «Родителям той девочки было все равно, поэтому они никак ей не помогали», — говорит Настя.
Те, кто должны решать конфликт, решают, как это принято, не вмешиваться. Смотря на это, школьница разочаровалась в учителях и родителях. Героиня признается, что ей было очень тяжело справиться с всеобщим безразличием:

С другой стороны, Анастасия замечает, что и многие ребята не воспринимали травлю серьезно. Для них это выглядело как шутка или игра. Кто-то же просто-напросто боялся агрессоров.
В конце концов открытый буллинг прекратился, но оскорблений и насмешек «за спиной» избежать не удалось:

«Они молчали из-за того, что тоже боялись агрессора»«Они молчали из-за того, что тоже боялись агрессора»
Тоня стала свидетельницей буллинга в 8–9 классе. Тогда её одноклассница подверглась нападками со стороны лидера класса и его компании друзей. Героине запомнилось, что, реагируя на оскорбления и пытаясь отстаивать себя, жертва столкнулась с еще большей травлей: парень стал регулярно «задирать» одноклассницу.

Тоне было тяжело наблюдать за буллингом, в том числе из-за того, что и жертва, и агрессор были её приятелями. Она хорошо знала обоих и боялась встать на чью-либо сторону:


Даже после этого Тоня не смогла вмешаться, потому что мальчик был не последним человеком в классе — он был лидером, которого любили и уважали, к его мнению прислушивались. Тоня молчала, потому что ей было страшно стать очередной жертвой буллинга.
Да и ее бы тогда тоже некому было защитить. Тоня наблюдала за равнодушием и страхом ребят: никто даже не пытался помочь жертве. Кто-то был «сам по себе», кто-то же пытался усидеть на двух стульях: «Они молчали, вероятно, из-за того, что тоже боялись агрессора и не хотели привлекать к себе излишнее внимание».
А буллинг продолжался. Одноклассница просила парня прекратить, и от отчаяния угрожала, но тот лишь пропускал ее слова мимо ушей. В итоге, сдавшись, девочка попросила прийти в школу маму — это не помогло. Над ней стали смеяться ещё больше, ведь она не смогла решить проблему самостоятельно.
Тоня часто вспоминает об этой истории и стыдится, что не смогла помочь однокласснице. Но в юном возрасте мы только учимся поступать правильно, главное — что ты будешь делать дальше. Этот опыт и это сожаление за бездействие подталкивают Тоню теперь: с того момента наша героиня не раз вставала на сторону жертв буллинга, когда замечала нападки со стороны.


«Пытался объяснить агрессорам, что они поступают неправильно»«Пытался объяснить агрессорам, что они поступают неправильно»
Семён стал свидетелем буллинга в 7–8 классе. На этот раз по традиционному тропу школьной травли жертвой стал отличник — тот, кого на английском бы прозвали teacher’s pet (пер. любимец учителей). Однажды ребята-двоечники стали оскорблять преподавательницу, которая сделала им замечание. Парень попросил их прекратить — за это его сразу возненавидели.
По словам героя, агрессоры хотели решить вопрос силой: «Один парень высмеивал отличника перед всем классом и собирался устроить драку после уроков». Сёма хорошо общался с одноклассником, поэтому сразу решил для себя, что не даст парня в обиду. Он советовал ему, как лучше поступить, и открыто вмешивался во время нападок:

К сожалению, все остальные ребята были на стороне обидчика, поэтому друзья выступали вдвоем против всего класса. Травля закончилась «кулаками», но всё же никто сильно не пострадал: мальчик-отличник поставил агрессора «на место», и другие ребята в классе его зауважали.
Кажется, что у истории счастливый финал, однако, сделав шаг назад, мы заметим, как в жестоких правилах школы только драка определяет, какое место ты занимаешь в иерархии и достоин ли того, чтобы тебя не буллили.
«Основная цель вашей поддержки — дать жертве понять, что она не одна»«Основная цель вашей поддержки — дать жертве понять, что она не одна»
Три истории, три свидетеля буллинга и три разные роли — активиста, наблюдателя и прямого участника-защитника. Каждый повел себя так, как смог в данный момент — на что хватило жизненного опыта. Но вообще существует правила: чтобы помочь ребятам, которые стали свидетелями буллинга, можно воспользоваться памяткой программы «Каждый важен» Центра Толерантности.
1. Надо понимать, что школьная травля затрагивает не только жертву, но и каждого, кто становится свидетелем. Даже если ребенок не участвует в буллинге, он не избежит последствий. Наблюдение со стороны оставляет глубокие шрамы на детской психике.
