Каждый год составители заданий ЕГЭ по литературе берут во внимание произведения военно-исторической тематики. Без сомнения, в год 80-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне такие тексты могут быть еще актуальнее. Какие произведения стоит повторить и как выполнять задания на военно-исторические темы — разбираемся вместе с преподавателями.
Что повторить перед экзаменом?Что повторить перед экзаменом?
Проза. В кодификаторе ЕГЭ есть отдельная графа, в которой представлены основные представители прозы о Великой Отечественной войне. Всего в список входят 10 авторов, среди них — Виктор Астафьев, Юрий Бондарев, Василь Быков.
Правда, составители перечня не указывают конкретных произведений по каждому писателю, за исключением одного — Василия Богомолова (роман «В августе сорок четвертого»). Это значит, что в остальных случаях нужно самому изучить особенности творчества и ключевые произведения авторов.
Например, у Виктора Астафьева стоит повторить «Пролетный гусь» — рассказ о трудностях жизни молодежи в послевоенное время и повесть «Веселый солдат». Не забудьте и про повесть «В списках не значился» Бориса Васильева — вдруг в преддверии выхода одноименного фильма, произведение включат в одно из заданий.
Повторить также стоит анализ и сюжет романа «Молодая гвардия» Александра Фадеева — да, этот автор не указан среди основных прозаиков, однако произведение включено в кодификатор.
ЕГЭ-2025 по литературе: какие произведения о Великой Отечественной войне повторить
Драма. На экзамене могут попасться отрывки из этих пяти пьес: «Сталинградцы» ( Ю.П. Чепурин), «У стен Ленинграда» (В.В. Вишневский), «Песнь о черноморцах» (Б.А. Лавренев), «Офицер флота» (А.А. Крон) и «Ленушка» (Л.М. Леонов).
Не забудьте про «Вечно живые» Виктора Розова — драму о влиянии войны на человеческие судьбы. И про «Русские люди» Константина Симонова — о мужестве и стойкости советского народа в годы Великой Отечественной войны. Оба произведения включены в кодификатор.
Лирика. В кодификаторе перечислены семь основных авторов поэзии о Великой Отечественной войне. Повторите такие известные поэтические произведения, как:
• «В прифронтовом лесу» и «Враги сожгли родную хату» Михаила Исаковского; • «Жди меня, и я вернусь…» и «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» Константина Симонова.
А также произведения этих авторов:
Какие произведения о Великой Отечественной войне повторить / ЕГЭ-2025 по литературе
Какие произведения о Великой Отечественной войне повторить / ЕГЭ-2025 по литературе
Помимо обязательных, в кодификаторе есть авторы, чье творчество тоже рекомендуется повторить — это Твардовский, Рубцов, Высоцкий, Гамзатов и Берггольц.
Какие идеи и темы поднимаются в военно-исторических произведениях?Какие идеи и темы поднимаются в военно-исторических произведениях?
Героизм защитников Родины — ключевая идея произведений. Она прослеживается во многих романах и повестях, в том числе в таких знаковых произведениях, как: «Горячий снег», «А зори здесь тихие…», «В списках не значился», «Русские люди».
Мысль о том, что подвиги героев нельзя забыть, звучит в таких произведениях, как «Памятная медаль» и «Вечный огонь». А тема трусости на войне раскрывается в таких стихотворениях, как «Я знаю, ты бежал в бою…» Константина Симонова и в «Комбат» Юлии Друниной.
В повести «Батальоны просят огня» одна из ключевых тем — последствия решений командования.
О любви на войне писал Исаковский в стихотворении «Огонек» и Симонов в своем известном «Жди меня, и я вернусь…». Тема возвращения фронтовиков к мирной жизни после войны прослеживается в стихотворениях «Тревога» Д.С. Самойлова и «Белый снег» Ю.Д. Левитанского.
Какие произведения встречаются в заданиях?Какие произведения встречаются в заданиях?
Среди заданий с развернутым ответом в Банке заданий ЕГЭ встречаются стихотворения, которые не указаны в кодификаторе — например, это «Родина» и «Товарищ» К.М. Симонова, «Мы вращаем землю» и «Сыновья уходят в бой» В.С. Высоцкого, «Оказывается, война…» и «Самая военная птица» Б.А. Слуцкого, «Солдатская судьба» К.Я. Ваншенкина.
Это еще один повод не рисковать, а изучить и запомнить пару произведений авторов, что внесены в кодификатор.
Какие произведения встречались в ЕГЭ по литературе в предыдущие годы? / ЕГЭ-2025 по литературе: как писать сочинения по произведениям военно-исторической тематики?
Задание 5Задание 5
Тренировочные задания ЕГЭ по литературе / Методические рекомендации ФИПИ, ЕГЭ по литературе 2025 года
Учитель русского языка и литературы Светлана Скаткова рекомендует в таких заданиях анализировать оба произведения. Сначала можно рассказать, как Ульяна и другие молодые герои вступают в подполье, чтобы мстить фашистам. Затем — обратиться к партизанскому движению в «Войне и мире» Толстого и сравнить персонажей. Их объединяет ненависть к врагу и любовь к Родине.
Заместитель председателя предметной комиссии ЕГЭ по литературе Валерия Гурова советует не углубляться в анализ одного произведения в ущерб другому. Важно сначала кратко обозначить общие черты героев (например, в одном тезисе), а уже потом раскрывать его подробно в последующих предложениях.
Чувство мести к врагу, лежавшее в душе каждого человека и всего народа, породило партизанскую войну в 1812 году, а во время Великой Отечественной войны – движение подпольщиков, что изображено в романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстого и романе А.А. Фадеева «Молодая гвардия», героев которых сближает истинный патриотический порыв, самоотверженность, стремление служить Родине в годину испытаний.
пример тезиса
Задание 9Задание 9
Банк заданий ЕГЭ / ФИПИ
Тема Родины и войны — одна из ключевых в творчестве Константина Симонова. Поэтому, как отмечает Светлана Скаткова, в ответе будет уместно сослаться на его стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», где с особой пронзительностью и глубиной изображена родная земля, страдающая под гнетом войны.
В стихотворении «Родина» Симонов показывает, как любовь к большой стране вырастает из привязанности к малой родине. Образ Родины начинается с масштабной картины — «от Бреста до Владивостока», «от трех великих океанов» — но постепенно сужается до личного: «клочок земли, припавший к трем березам». Именно эти «три березы», символ родного дома, становятся главной причиной, ради которой солдаты готовы жертвовать собой. Так личное перерастает в общее, а любовь к родному углу превращается в готовность отдать жизнь за всю страну.
Задание 11Задание 11
Банк заданий ЕГЭ / ФИПИ
Для сопоставления эксперт Светлана Скаткова советует взять стихотворение С.П. Гудзенко «Мое поколение» — в нем отражено желание воевать во имя Родины, желание выжить и вернуться домой.
Во вступлении можно написать, что такое война, как поэты или писатели по-разному изображали подвиги солдат. А дальше сочинение лучше строить, опираясь на строки стихотворения Высоцкого — разбирайте их по порядку и проводите сравнения со стихотворением Гудзенко «Мое поколение».
Первый тезис — изображение боя. Упомяните, как один автор показал события войны и как это сделал второй. Можно включить деталь: Высоцкий использует местоимение «я», у Гудзенко же повествование идет от лица целого поколения — «мы», «нас».
Второй тезис — надежда на жизнь. Расскажите о желании героев выжить и вернуться домой. Проведите параллель между стихотворениями: у Высоцкого боец погибает, у Гудзенко не все фронтовики остаются в живых.
Продолжайте искать общие тезисы и сопоставлять два стихотворения. Зарубежных поэтов лучше не брать — уместнее сопоставлять отечественных поэтов.
Не пугайтесь заданий с развернутым ответом и сочинений — даже если тематика может показаться сложной. Главное повторить сюжет и анализ основных произведений, идеи и темы, которые авторы доносили до читателей.
ЕГЭ-2025 по литературе: как выполнять задания с развернутым ответом
ЕГЭ-2025 по литературе: как выполнять задания с развернутым ответом
Готовимся к ЕГЭ-2025: ФИПИ выложил варианты с досрочного этапа сдачи экзаменов
На сайте 15 вариантов — по одному на каждый предмет