Главное
нововведение касается платного обучения. Теперь вузы не смогут набирать сколько
угодно платных студентов на любые направления. Максимальное число таких мест
будет рассчитываться как среднее значение за последние три года. Ограничение
вводится не для всех, его не будет на социально значимых и дефицитных
направлениях: медицина, педагогика, инженерия, IT. Государство стремится к тому, чтобы диплом
давал не только знания, но и реальные возможности: работу по специальности и
востребованность, а не «подставку для кофе» и игнор при трудоустройстве.
К
концу 2025 года, а именно до 31 декабря, все вузы получат официальные данные о
том, сколько бюджетных мест и сколько платных мест им разрешено выделить в
рамках приема на 2026–2027 учебный год. Одновременно расширяется перечень
инженерных направлений, на которые нельзя будет поступить без ЕГЭ по физике —
таких специальностей станет 25. Это часть постепенного перехода к тому, чтобы
физика стала обязательным экзаменом для всех, кто хочет стать инженером. Также
вводится новое правило для будущих учителей: при поступлении на педагогические
программы абитуриенты обязаны будут сдавать ЕГЭ по тому предмету, который
планируют преподавать.
Особое
внимание уделят целевому приему. Раньше целевые места распределялись довольно
абстрактно: «нужны инженеры». Теперь все станет конкретнее: «нужны три
инженера-энергетика в вуз Х по запросу завода Y». Абитуриент сразу будет знать,
где и на каких условиях он будет работать после выпуска. Вся эта информация
появится уже в апреле 2026 года — за два месяца до начала приемной кампании,
которая традиционно стартует 20 июня. Это даст тебе время подумать, связаться с
работодателем и принять взвешенное решение.
Выбор вуза и специальности — это не лотерея и не игра, где можно «испытать удачу». Это осознанный шаг, от которого зависит твоя карьера. Мест на неперспективные направления станет меньше, но на востребованных, таких как медицина, педагогика, инженерия и IT, возможности только растут, в том числе через колледжи, куда поступают теперь в два раза чаще. Теперь важно не просто «поступить куда-то», а чётко понимать: куда идёшь, зачем и что ждёт тебя после выпуска. Образование — это не ставка в «101 очко», это пропуск в реальную жизнь.
Рынок против качества: почему вузы не должны публиковать проходные баллы
Доктор наук Сергей Комков о том, как погоня за западными стандартами 30 лет отвлекала вузы от подготовки реальных специалистов
Читать далее
Евгения Щербенева