Пять углов



Спецпроекты
Развлечения
Лайфхаки
Студентам
Школьные новости
Культура
Психология
ВОПРОС-ОТВЕТ
Колонка редактора
Наши опросы
Вопрос в редакцию
На практику — в ПУ!
О нас
Контакты
Архив номеров
МЕНЮ
Журнал старшекласcников
|
Читайте нас Вконтакте Читать

Мы в Telegram
Ваши историиСПбГУфильмы и сериалысоветыКомпьютерные игрыновостирусский языквузыолимпиадаЕГЭ 2018Каталог профессийпоступлениеМинистерство образованиякуда поступатьпоступление-2025путешествияинтервьюЕГЭ-2024МГУфестивальстудентыЧто почитатькиноувлеченияНа практику — в ПУ!буллингподростки75 лет Победыитоговое сочинениеКем бытьИзнутри — проект о профессияххоббиКорейская волнаКнижная полка ПУтрендычто посмотретьискусствокаталог сочиненийКуда сходитьжурфакподготовка к экзаменамподготовка к ЕГЭна практику — в ПУ!саморазвитиелитератураКаталог вузоволимпиадыспорткнигишколакультураПоступление 2024новости кинонеделиинтересные фактыпрофессиирейтинготношенияВостребованныекарьераразвлечениялайфхакиУчебаработаУчителяличный опытрецензияСочинениеЕГЭ 2024РособрнадзорэкзаменыволонтерствообразованиеКонцертТеатрстудентамродителиподготовка к ОГЭтворчествоисследованиеВУЗжурналистикаопросДевятиклассникампрофориентацияОГЭНовый годЕГЭ-2025вопрос-ответмода и стильсоветы психологамузыкаисторияКолледжиПсихологияСанкт-Петербург
ТОП авторов
Елизавета Уварова

Опубликовано статей: 14

Ольга Чибиряк

Опубликовано статей: 35

Илья Воробьев

Опубликовано статей: 10

Екатерина Волгина

Опубликовано статей: 16

Дарья Хрипунова

Опубликовано статей: 8

София Харламова

Опубликовано статей: 8


Пять углов

Игры вместо уроков: как геймификация захватывает школы и меняет подход к обучению

6 минут

IT-эксперт Герман Клименко объяснил, чем все это закончится

Сергей Зиновьев | 14.10.2025
Просмотры
1263

С раннего детства многих из нас ругали за то, что мы часами играем в компьютерные игры. Если не сделали уроки или плохо вели себя в школе — забирают шнуры от компьютера. Самые находчивые имели в укромном месте запасные, чтобы когда родители уходят, снова сбегать от реальности в мир CS, PUBG. Мinecraft или Roblox. 

Cегодня, когда сборные по игре в «Доту» получают многомиллионные гранты, а стримеры - одни их самых богатых людей в стране, отношение к играм меняется. 

Мир словно помешался на играх. Доходит до того, что реальную жизнь все чаще называют не иначе как симуляцией. Игры перестали быть просто развлечением и стали культурным явлением. На этом фоне появилось новое модное слово — «геймификация». О нем теперь говорят не только энтузиасты, но и представители высших эшелонов власти.

Откуда ноги растутОткуда ноги растут

По данным аналитического центра при Правительстве РФ, к 2025 году более 60% образовательных и социальных сервисов в России частично или полностью внедрили игровые механики для повышения вовлеченности. На геймификацию делают ставку даже на уровне нацпроектов — так самое скучное теперь хотят сделать интересным, а «замудренное» понятным.

Понятно, что такой переход является частью новой реформы образования, которая уже постепенно начинает менять наш привычный уклад.  

«Государство заинтересовано в повышении гражданской активности и цифровой грамотности, а геймификация — один из самых действенных способов “завлечь” пользователя», — говорят в Минцифры. 

Но за этими словами стоит не только интерес государства, но и надежда студентов и молодых предпринимателей: геймификация — та редкая сфера, где креатив и технология действительно могут сойтись в одной точке.

Где уже играютГде уже играют  

Медицина / здравоохранение

- Используются VR‑симуляторы операций, обучение навыкам (например, хирургия, диагностика) в виртуальной среде, имитационные тренажеры — чтобы студенты могли «попрактиковаться» без риска для пациентов.   

- Геймифицированные онлайн курсы и модули: баллы, уровни, обратная связь, сценарии клинических случаев. 

- В программах реабилитации или здорового образа жизни: приложения, дающие баллы за выполнение упражнений, контроль показателей, мотивационные конкурсы.  

Инженерия / технические дисциплины

- Проекты «игрового» обучения в инженерии: студенты участвуют в симуляциях, моделируют промышленные процессы, решают задачи в виде квестов. 

- Интеграция с интеллектуальными системами обучения (Serious Game + адаптивные подсказки): система подстраивается под действия студента, предлагает подсказки, отслеживает прогресс (Виртуальный помощник). 

Гуманитарные / социальные дисциплины (лингвистика, история, социология)

- В языковом обучении: игровые модули, где студент разыгрывает разговор, строит фразы, набивает очки за правильные варианты, взаимодействует с виртуальными партнерами.

- В изучении истории или обществознания — интерактивные квесты, сценарии «рынок — торговля», «город — экономические взаимодействия”, ролевые игры, дебаты с баллами за аргументацию.

- Программы, где студенты получают достижения, значки, уровни за активное участие, публикации, эссе, дискуссии.

Юриспруденция / юридическое образование

- Симуляции судебных процессов: студенты играют роли судьи, адвокатов, прокуроров, подают ходатайства, заявляют доказательства, работают по процессуальным правилам.

Кейс-чемпионаты: решение юридических задач в соревновательном формате с экспертной обратной связью.

- Деловые игры в корпоративном праве: моделирование сделок, переговоров, анализа правовых рисков.

Но значит ли это, что в скором времени привычные для нас лекции, рутинные рабочие процессы и взаимодействия будут полностью геймифицирофаны?
Люди в командах PUBG добровольно распределяют роли, кто-то становится командиром, кто-то снайпером — и эти связи нередко оказываются крепче, чем школьные или университетские
Герман Клименко

Вся жизнь — игра?Вся жизнь — игра?

Председатель Совета Фонда развития цифровой экономики Герман  Клименко в беседе с корреспонендтом «Пять углов» объяснил, почему  тотальная геймификация в системе образования пока невозможна.  

«Обучение только в игровом формате маловероятно. При этом игры действительно дают кое-что полезное: мотивацию, особенно у детей. Например, чтобы играть в «танчики», им приходится считать урон, общаться на английском, разбираться в механике. Но это скорее побочный эффект, чем система», — уверен он. 

Он приводит в пример детей, которые благодаря играм начали говорить на нескольких языках.  

«Да, слова были не из школьных учебников, и грамматикой там не пахло, но барьера уже не было. Ради игры и взавимодействия с другими ее участниками дети готовы учиться. У них есть мотивация», — указал он.  

Также Клименко указал и на пользу компьютерных игр и для социализации. 

«Люди в командах PUBG добровольно распределяют роли, кто-то становится командиром, кто-то снайпером — и эти связи нередко оказываются крепче, чем школьные или университетские, и к 30 годам они уже умеют успешный опыт коммуникации, причем весьма  неплохой»,  

Игры не для всехИгры не для всех

По мнению Клименко, ключевым направлением должно стать не тотальная геймификация, а персонализация 

«Дети разные — один схватывает за пару занятий, другому нужен месяц. И сегодняшняя система, где учитель «бежит за средним», просто не справляется с этим вызовом. Если мы научимся понимать темп и уровень конкретного ребенка — например, через ИИ, тогда и задачи можно будет давать по уровню. А уже потом, где надо — добавить элементы игры. Но не наоборот», — пояснил он. 

Клименко напомнил, что жизнь — это не только игра, и не всем подходит именно такой формат обучения. 

«В жизни не бывает так, что все давалось только через игру, легко и непринужденно, сперва должна пройти некая персонализация, чтобы учитель понимал уровень компетенции обучаемого. Не всем подходит игровой формат. Например фанатики шахмат считают, что в каждой школе долдны быть шахматы, но не все способны в них играть, при этом они имеют высокие показатели», — подчеркнул специалист. 

Собеседник издания напомнил, что мы и так сегодня с трудом вырабатываем единую систему образования, создаем единые учебники по математике, физике и химиии. 

«Для начала нужна персонализация, а затем уже по мере возможностей и необходимости  — геймификация». 

Для начала нужна персонализация, а затем уже по мере возможностей и необходимости — геймификация
Герман Клименко
Нейросети убьют журналистику? Как изменятся медиа к 2045 году
Как ИИ влияет на СМИ, как отличить сгенерированный текст от человеческого и какие законы должны это регулировать
Читать далее
Фото: Unsplash 
IT-эксперт Герман Клименко объяснил, чем все это закончится


Комментировать

Новые материалы

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Яндекс.Метрика
ООО «Пять углов» Контакты:
Адрес: 9-я Советская, д.4-6 191015 Санкт-Петербург
Телефон:8 (812) 274-35-25, Электронная почта: mail@5uglov.ru