-Почему сочинение как выпускной экзамен возвращается?
- Потому что человеческая речь, в том числе в первую очередь письменная, – это средство не только общения, но и мышления. И если мы хотим воспитать человека глубокого, думающего, понимающего суть вещей, то нам обязательно нужен инструмент, средство, которое позволит ему это делать научиться думать. И вот с этой точки зрения сочинение необходимо. Последние годы как раз это доказали.
- Еще недавно мы все писали сочинения. Разве сейчас их не пишут?
- Пишут, кто-то больше, кто-то меньше. Но любой экзамен предполагает систему подготовки, без упражнений, тренировки не достигается ни одно умение, и умение писать сочинение будет проверено на экзамене. Поэтому экзамен заставляет тренироваться, или стимулирует желание тренироваться, если угодно. В далекие времена, еще советские, была норма выполнения письменных работ. В старших классах – семь обязательных сочинений. Они были контрольными, полагались еще обучающие сочинения, потому что за одно, или даже за 7 сочинений нельзя достичь совершенства. Нужна подготовка, ответственность. И сегодня эта норма никуда не делась, и в программах обучения все прописано. Но тут очень многое зависит от профессиональной ответственности педагога, от того, в чем он видит свою задачу, на чем делает акцент в преподавании литературы. Если просто натаскивать на ЕГЭ, или если дети только слушают, что говорит учитель, а не читают, а потом не записывают своих рассуждений о прочитанном, навыки написания сочинений не появятся, никакого развития речи не будет.
- Может быть дело в том, что гуманитарные науки у нас сейчас отодвинуты даже не на второй, а на третий план?
-Так было всегда. По крайней мере, на моей памяти. Раньше приоритет в сознании общества отдавался техническим наукам, сейчас информатике. Но мне кажется, что сегодня возникает понимание значимости гуманитарных наук. Мы заговорили о духовности, о своей истории, о культуре речи, куда входит умении убеждать собеседника, а ведь это все связано с гуманитарными науками, и это именно они обращаются к нравственным постулатам, показывают, что человек не средство, человек – цель.
- Чем же нынешнее сочинение отличается от тех, что наше поколение писало лет 7-8 назад? Или от тех письменных работ, что сейчас ребята пишут в части «С» по русскому языку? Там, кстати, есть понятные шаблоны, критерии…
- Если человек написал по шаблону и получил хороший балл, скорее всего, он понимает то, о чем пишет. Так что в самих шаблонах ничего плохого нет. Другое дело, что далеко не все темы подходят для «шаблонного понимания», поэтому если ученик написал сочинение по шаблону, не разобравшись в теме и проблеме, в его сочинении будет отсутствать мысль, авторская (его собственная)позиция. Если коротко – нам желательно увидеть в письменной работе не формальный набор аргументов, а движение мысли, позицию автора сочинения, ну и, естественно, – знание дела.
- А не получится, что одно и то же сочинение в одном месте оценят выше, а в другом – ниже? Как оценить проверяющим – формальные аргументы или нет, позиция автора оригинальная или заимствованная?
- Тут все зависит от объективности педагогов, профессионального уровня. Но учителя, думаю, тоже повышают квалификацию, приступая к проверке сочинений как вида итоговой аттестации. Проверка сочинений – это хороший способ договориться в педагогическом сообществе, какое сочинение мы считает отвечающим требованиям к выпускному сочинению, какое – нет. Это во-первых. А во-вторых, – мы прожили с новым сочинением только один год. Достаточного опыта еще нет, чтобы сделать выводы, что сочинение действительно проверяет знания и умения выпускника. Но посмотрим на ЕГЭ. Сравним работы, которые мы получали в самом начале введения этой формы аттестации, с теми, что имеем сейчас. Совершенно очевидно, что проделан огромный труд и учителями, и детьми. Работы стали качественнее, полнее, интереснее. Думаю, так же будет и с сочинениями.
- А по каким критериям вузы оценивают школьников?
- По тем же самым, что и школы. Все должно быть ясно и открыто еще до начала экзамена. То, что для экспертов, учителей является критериями оценивания, для учащихся – требования.
- Пока некоторые вузы добавляли за сочинение только 1 балл, другие –10. Почему такой разброс?
- Думаю, это связано с уровнем конкурса – там, где он выше, там более высокие требования и более высокий балл. Там, где конкуренция меньше, соответственно, и требования ниже. И потом, многое зависит от профиля факультета, на матмехе вряд ли необходимо добавлять 10 баллов за хорошее сочинение, а на гуманитарных факультетах – почему бы и нет, если сочинение того заслуживает?
- Этот год для сочинения был, можно сказать, пробным. А в следующем можно ждать ужесточения требований?
- Какие-то поправки, конечно, будут. Любая предметная комиссия по результатам экзаменов пишет большой аналитический отчет. Уже в сентябре-октябре все рекомендации и изменения должны быть вывешены, чтобы с ними могли познакомиться рядовые учителя и ученики. Так что учитесь писать сочинения, их ценность измеряется не только баллами.
Что писать и как готовиться:
-
Всегда следуйте требованиям программы. В сочинении не будет ничего такого, чего не было в программе.
-
Обязательно читайте сами произведения, а не их краткое содержание.
-
Отличайте позицию автора произведения от позиции персонажей. Художественный текст – не слепок реальной жизни, обращайтесь к мысли автора, а не к мыслям героев, которые он создал; очень часто автор спорит со своим героем.
-
В работе можно использовать просторечия или сленг, но у такого приема обязательно должна быть цель: выражение иронии или передача речи героя. Не забудьте про кавычки.
-
Используйте разговорную речь только в качестве средства выразительности.
-
Следите за логикой повествования. Не давайте посторонним идеям, лишь косвенно связанным с основной темой, становиться стимулом и уводить вас в сторону от основной мысли. Письменная речь всегда целенаправленна и структурирована, продумывайте свое высказывание.
-
Повторите правописание частиц «не» и «ни» с разными частями речи и правописание производных предлогов: слишком часто стали писать предлог в течение с буквой и на конце.
-
Вдумывайтесь в смысл слов. Слово кардинальный не имеет отношение к координатам, но является родственником слов с корнем кард (кардинал, кардиостимулятор и пр.)
-
Не забывайте ставить точку в конце предложения! Это очень характерная ошибка для нашего времени 0 отсутствие точки. Сочинение – не SMS-ка.
будь им, хочешь хорошо писать сочинения – пиши их.