Cодержание
Выберите свой режим
Как бы это просто не звучало: не стоит откладывать все на последнюю ночь. Составьте план работы: подумайте, какой режим вам подходит больше: например, по часу работы с 15-минутными перерывами или пять часов подряд, а потом день свободен?
Безопаснее распределять нагрузку равномерно. Чтобы понять, сколько времени нужно на чтение, проверьте, какой объем информации вы можете воспроизвести после первого знакомства с текстом, сколько вам нужно повторений для заучивания. Повторите устно материал сразу после того, как его прочитали, потом через несколько часов, через день, через несколько дней. Так информация будет лучше запоминаться.
Ищите свое место для занятий. Можно заниматься дома, но есть и другие варианты: например, в библиотеках, где сейчас есть комфортные кресла, диваны, чай, интернет.
Отдыхайте с умом
Если вы несколько часов лежали на диване с книжкой, то просмотр любимого сериала на том же диване не поможет отдохнуть от напряженных умственных упражнений.
Хорошо, чтобы ваш отдых отличался от учебного процесса и давал чувство «смены декораций». Прогуляйтесь, пообщайтесь с другом, поиграйте с кошкой, а не читайте ленту в соцсетях, хотя и на это, бывает, важно выделить время.
Меня перед экзаменами очень поддерживали пробежки. Зимой с пробежками сложнее, но можно хотя бы размяться дома, пройтись пешком или просто помыть посуду.
А если это очень скучно?
Ищите интересные подходы к предмету. Можно смотреть научно-популярные ролики на ютубе, посмотреть, какие есть приложения, игры, тематические встречи.
Важно понимать, для чего вы это изучаете. Если этот невероятно скучный предмет нужен, чтобы получить профессию мечты, то есть смысл стараться ради такой цели. Если же предмет не так важен, постарайтесь подготовиться по-минимуму.
В старших классах у многих уже появляются приоритеты в области определенных предметов, и это нормально. Экономьте и цените свое время.
Если не зубрить дословно, то как все запомнить?
Для начала хорошо бы конспектировать и структурировать весь материал, с целью лучшего понимания. На эту основу можно накладывать мнемотехники.
Например, аббревиатуры хороши для запоминания списков, когда используются первые буквы каждого пункта, можно добавлять и гласные.
Очень действенный, но сложный прием - стихи. Когда материал символично или с полным смыслом вплетается в стихотворение, это весело и эффективно. Порой в интернете есть готовые стихотворения/песни для заучивания.
Мой любимый прием – запоминание чисел через создание фраз, где в словах находится нужное количество букв. Например, 1752 – «я запомню фразу ту». При этом в фразы можно вкладывать смысл самой даты.
В общем, хороши любые подходящие для вас ассоциации к информации – движение или место, фраза или рисунок.
А если мне страшно?
Может быть, стресс и мешает вспомнить заученное, но вряд ли вы забудете абсолютно все. Немного забыть – это нормально, а полное спокойствие перед экзаменом - редкость.
Со страхом можно подружиться. Спросите себя, что самое худшее может произойти, что вы будете делать в этом случае, что поможет вам справиться, насколько вероятен такой исход.
Тогда мысли: «Я завалю экзамены, никуда не поступлю, буду работать в Макдональдсе, родители меня убьют», могут смениться на более реалистичные: «Даже если представить, что я недостаточно хорошо сдам ЕГЭ, я смогу поступить, пусть не в самый престижный ВУЗ, или пересдам ЕГЭ на следующий год, а, может, выберу колледж».
Работайте со своими страхами, и если у вас не получается своими силами преодолеть их, не стесняйтесь обращаться за помощью: к друзьям, родным, на линии психологической помощи (например, твоя территория онлайн), да и просто к психологу.