Согласно официальным данным о поступающих на бакалавриат СПбГУ в 2018 году, направление «Прикладная математика, фундаментальная информатика и программирование» стало одним их самых популярных. На 150 бюджетных мест претендовало 1442 человека — 10 абитуриентов на место! Но так ли оправданна востребованность этой специальности? О своих ожиданиях, плюсах и минусах профессии рассказывают студенты, выпускники и преподаватели специальности «Прикладная математика, фундаментальная информатика и программирование» СПбГУ.
Ожидание: что думают школьники
«Мне нравятся информатика и математика, и я хотел бы учиться на программировании. Задумывался о будущем пока абстрактно, определённых целей нет. Думаю, что буду заниматься разработкой компьютерных программ. Плюс этой профессии — можно много путешествовать и почти не разговаривать с людьми. Большие деньги тут не всегда, зависит от места работы. Уверен, что не разочаруюсь спустя время».
— Гоша К., 10 класс
«У меня технический склад ума, и поэтому мне интереснее изучать алгебру, геометрию, физику, нежели обществознание или литературу. Я не знаю, куда хочу поступать, пока рассматриваю все варианты и надеюсь, что скоро получится определиться. Сначала я хотела быть физиком-ядерщиком, ставить опыты, делать открытия. Сейчас я приглядываюсь к программированию, хотя и не очень понимаю, как именно строится работа программиста».
— Ксения Т., 10 класс
«В детстве я любил математику, а позже нашёл для себя информатику. Я хочу пойти на разработку программного обеспечения. Плюсы профессии программиста — это интересно мне и это будущее человечества. Без информационных технологий теперь никуда. Ещё из положительных сторон профессии — возможность работать заграницей. Я бы хотел уехать, чтобы жить и работать в других условиях. Я уже занимался программированием, поэтому представляю, что это такое и не боюсь разочароваться. Теперь мне нужны только более глубокие знания в этой области».
— Егор С., 11 класс
Осознание: как изменилось мнение студентов
«У меня не было сформированного преставления о будущей профессии, и я поступал без идей, где и как себя применить. Отталкивался только от способностей к техническим дисциплинам: математике, информатике, физике. За два года учёбы я пришёл к выводу, что хочу заниматься только программированием, эту профессию и рассматриваю как основную. Думаю заниматься автоматизированием производства и муниципальных сервисов, может быть, разработкой программного обеспечения. Уверен, что в будущей работе я не столкнусь с какими-то особенными трудностями, хотя работу я пока и не искал. Сейчас на этапе стажировок и мероприятий для студентов всё складывается хорошо.
Главное преимущество моей профессии — свобода выражения: программировать и использовать математику можно на своё усмотрение, главная цель — стабильная работа программы».
— Егор К., студент направления «Прикладная математика, фундаментальная информатика и программирование» СПбГУ
Мнение изнутри: как преподаватели относятся к востребованности направления у абитуриентов
«Специалисты по информационным технологиям всегда были популярны на рынке труда. Профессионалов в этой сфере сейчас мало, а спрос большой — существуют десятки тысяч объявлений об открытых вакансиях для it-специалистов.
Вся it-сфера в России успешно развивается: раньше многие после выпуска уезжали работать в иностранные компании, сейчас и у нас предлагают достойную оплату труда. Специалистам не нужно гнаться за деньгами в другие страны, потому что они и здесь востребованы.
Примерно 10 лет назад у нас на факультет был приём 30 человек, потом стало 40, 45, 50. И каждый год руководство университета пытается повлиять на количество мест: мы регулярно делаем запросы в министерство с просьбой разрешить увеличение приёма на нашу образовательную программу. И постепенно получается: места увеличиваются.
Я уверен: через 10 лет специалисты по it-технологиям всё ещё будут востребованы, но уже не с теми знаниями, которые есть сейчас. It-специалист вынужден всё время учиться, чтобы не отставать. Мы студентам сразу объясняем, что те знания, которые мы даём, на выходе частично устареют. И наша цель — научить ребят получать эти знания самостоятельно, чтобы в дальнейшем быть востребованными на рынке труда».
— Сергей Погожев, кандидат физико-математических наук и преподаватель СПбГУ
Реальность: как обстоят дела у выпускников, которые пошли работать по профессии
«Мы хотели получить полезные навыки, а получили хорошее академическое образование. Возможно, в ЛЭТИ или ИТМО дают больше практики. А у нас, мне кажется, более фундаментальный подход. Думаю, это не плохо и не хорошо — у кого есть мозги, чтобы поступить в СПбГУ, тот найдёт и всю нужную информацию извне.
По профессии я работаю ещё со второго курса. Мне нравится взаимодействие со смежными областями. Ведь программирование сейчас применяется везде: при моделировании физических процессов, обработке результатов экспериментов, всевозможных расчётах, робототехнике...
Сейчас я занимаюсь разработкой систем автоматического управления различными объектами, чаще всего это что-то движущееся, например, мобильные роботы. Суть такая: сначала ты делаешь компьютерную модель, то есть пишешь программу, которая описывает поведение виртуального объекта. Далее на основе математической модели и поставленных задач разрабатываешь алгоритм управления, который тоже реализуется в виде программы. Затем создаёшь реальную модель и опять программируешь для неё микроконтроллер, который реализует придуманный алгоритм управления. В общем, довольно интересно».
— Роман К., выпускник направления «Прикладная математика, фундаментальная информатика и программирование» СПбГУ
По результатам опроса, проведённого среди студентов старших курсов, выяснилось, что 90% ребят собираются работать программистами после выпуска.
Текст: Мария Белковец, Екатерина Колганова, Анастасия Пахомова