Пять углов



Наши опросы
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
На практику — в ПУ!
Развлечения
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
На дистанции
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Письма о войне и победе
Кем быть
Журнал старшекласcников
|

Куда сходитьНа практику — в ПУ!Всероссийские открытые урокирецензиясоветы психологакнигиДевятиклассникамИван Трояновкаталог сочиненийКаталог вузоввыставкалитератураВШЭСочинениеэкзаменКем бытьподготовка к ОГЭ75 лет ПобедыКонцерткак прошли ЕГЭ-2018Школа 151математикаразвлеченияИТМОВыходныежурфакВУЗволонтерствоегэ 2017журналистикапутешествияНа дистанциирейтинг вузовитоговое сочинениефестивальпрофориентацияМГУпабликаторпсихологияЕГЭ 2018подготовка к ЕГЭподготовка к ЕГЭприемная кампаниялицензияМного платятШкола 2 БерезовкаэкзаменышколаОльга Васильеваисследованиеуниверситетчто посмотретьКаталог профессийУчительЕГЭ-2022лайфхакработаТворческиевыпускнойАкадемическая гимназия 56карантинстудия журналистики Калининского р-наМинистр образованиярусский языквузыпоступлениеКак сдать ЕГЭВПРРостов-на-Донувсё о поступлении 2019отношенияМинистерство образованияЛучшее на Стенекиноличный опытаккредитациягимназия 19 ОрелНовый годканикулыОГЭолимпиадыЧто почитатьобразованиеСПбГУмузыкаНовыеИгра престоловисторияолимпиадакуда поступатьопросВаши историиВостребованныеувлечениясоветыфизикаинтервьюРособрнадзоррейтинг
И панч, и амфибрахий: может ли современный рэп быть аргументом в ИС?

И панч, и амфибрахий: может ли современный рэп быть аргументом в ИС?

Классическую поэзию и тексты рэп-исполнителей сравнивает студентка ПГНИУ Елизавета Губина

Просмотры
441

Итоговое сочинение уже через месяц, а ты судорожно просматриваешь произведения, которые мы советовали почитать. И, если сначала всё было нормально, то после книги десятой все имена героев, названия книг, инициалы авторов начали путаться в голове. Да, у меня тоже такое было. А что, если аргументировать темы можно теми же текстами, которые каждый день играют в твоих наушниках, и которые от волнения ты уж точно не забудешь? Да-да, я про рэп.

Конечно, мы привыкли считать, что русский рэп – это история про дворовых парней, которые читают стихи о неразделенной любви. Многие уже давно не видят смысл в таких песнях, а уж сравнивать рэп с литературой точно мало кто берется – разные уровни. Так что поговорим об этом: созвучии и соразмерности поэтического творчества и рэпа.

Борис Барабанов, музыкальный обозреватель газеты «Коммерсант», говорил, что «хип-хоп – это самая живая музыкальная культура в России». Не могу не согласиться: давно пора забыть про Гуфа, Птаху и Слима и вспомнить про Oxxxymiron’а, ATL, Noize MC и даже Хаски. Говорить мы будем, конечно же, о них. Я начинала слушать этих исполнителей давно, и мне, как и вам, казалось, что ни капли серьезного в них нет. А потом, когда лингвисты разобрали со мной стихи Face’а и Хаски, резко пришло осознание: реп – тоже поэзия, только современная. И даже на первом курсе университета мы с преподавателем обсуждали альбом Oxxxymiron’а «Горгород».

Рэп, прежде всего, зародился как баттловый стиль музыки – двое исполнителей состязаются при помощи специального рифмосложения. Напоминает поединок Есенина и Маяковского, не правда ли?

В чем же сходство?

 Литературная классика, равно как и классика музыкальных произведений, разделена на периоды, отвечающие различным векам, направлениям и стилям. Хип-хоп культура в России сегодня проживает новую веху своего развития: исполнители политизируются, поднимают социально важные темы. Например, стоит вспомнить вышедшую год назад песню Noize MC «Последний министр», где одна строчка «“Я/Мы” на дорогах не волнует дядю» буквально отражает все разногласия в обществе 2020 года. А теперь прочитайте того же Владимира Маяковского, чья лирика характеризуется политичностью:

 

«Будущее
не придет само,

если

не примем мер.

За жабры его, – комсомол!

За хвост его, – пионер!»

 

Разрыв поэта и действительности – важнейшая особенность ранней лирики Маяковского. Эта же особенность четко виднеется у Oxxxymiron’а в альбоме «Горгород». Многие поэты писали о своей нелегкой доле, о том, что общество стоит против них. Знаменитое стихотворение «Поэт и толпа» у Пушкина верное тому доказательство:

 

«Он пел – а хладный и надменный

Кругом народ непосвященный

Ему бессмысленно внимал».

 

Именно так не понимают писателя у Oxxxymiron’а и много позже в песне «Башня из слоновой кости» бесславно стреляют. «Там, где нас нет» – тоже своеобразный гимн несправедливостям мира, громкий протест писателя, его последнее слово. Насколько жестоки и правдивы его слова: «…услышь меня и вытащи из омута, веди в мой вымышленный город, вымощенный золотом». Писатель стремится посвятить себя людям, чувствует, что «я» для него мало, видит новые истины и хочет дать их обществу, но оказывается ненужным, одиноким. Окружающий его мир бесчеловечен, жесток и духовно нищ. Каждое столкновение писателя с действительностью кончается трагически, но этот трагизм рождает мысль о действии, борьбе и даже революции. Поэт обличает, проклинает и протестует; он ждет, торопит и предчувствует обновление жизни.

Был бы Пушкин рэпером, если бы жил в наше время?

На самом деле, рэперы уважают классиков

 

Вот вам интересный феномен: сами рэперы обращаются к писателям и поэтам прошлого, цитируют их произведения в своих песнях. Например, Big Baby Tape заимствует строки у Бродского, ЛСП отсылает к Пушкину и Экзюпери, Хаски – к Протопопу Аввакуму, Чехову, Вампилову и Пелевину, а ATL – к Герберту Уэллсу, Редьярду Кипплингу и Ирвину Уэлшу. Часто классику цитирует Oxxxymiron, в его текстах множество отсылок: от скандинавской мифологии до Сорокина, Лавкрафта и Роулинг. Ключ к пониманию этого феномена – понятие «палимпсеста». Этим словом археологи назвали текст, сквозь который просвечивают другие, более ранние слои текста. Со временем термин «палимпсест» перекочевал в литературу: он описывает феномен интертекстуальности – «соприсутствия» двух или более текстов в одном в виде цитат, аллюзий, различных отсылок. Так же это очевидно намекает на постмодернизм.

Рэперы современности почитают труды классиков. Например, к 130-летию поэта Осипа Мандельштама разные музыканты выбрали его стихотворения, написали песни и собрали в один альбом под знаковым названием «Сохрани мою речь навсегда». Noize MC, Женя Мильковский (группа «Нервы»), группа «Свидание», Леонид Агутин, IOWA и Oxxxymiron приняли участие в этом проекте. Их треки пробирают до дрожи – ощущение, что сам Мандельштам ожил и говорит с помощью современных исполнителей.

Напомню так же, что 1 ноября 2019 года состоялась премьера клипа Noize MC «Почитай старших». В треке звучит ремастер архивных голосов Маяковского, Есенина и Мандельштама. А сам клип стал своеобразным манифестом о литературном труде, о том, зачем нам сегодня наследие поэтов прошлых веков и почему авторы никогда не перестанут заимствовать друг у друга.

Так что же с сочинением и ЕГЭ?

 

Вот в чем состоит незатейливая проблема: многие из нас не в состоянии различить временную принадлежность поэзии – написано это сегодня или сто лет назад. Подтверждение тому – тест издания «Медуза», где читателям предлагают отличить поэзию от русского рэпа. В современной российской школе не учат понимать ни Мандельштама, ни Oxxxymiron'а. Учат преимущественно классике, причем классике той, которая устоялась в советское время. И вот мы уже попадаем в центр споров о школьном каноне, которые идут в общественной среде. Думаю, что сейчас чрезвычайно важно, чтобы школа давала и тех авторов, которые признаны национальной классикой, и тех, что современны. Можно и нужно построить такую программу, идущую от современных поэтов и писателей, которые более понятны школьникам, к более старым поэтам и прозаикам. Через путь от сегодняшнего дня к XVIII веку мы можем заметить историчность и изменчивость языка. А помочь в этом может хоть Пушкин с Баратынским, хоть Oxxxymiron, и Гребенщиков – кто угодно.

Думаю, что некоторый русский рэп сегодня совершенно спокойно можно считать современной лирикой, частью русской поэтической культуры. Хотя он и имеет свое формальное и содержательное своеобразие, которое отличает его от «нерэповых» форм современной поэзии. Вот только использовать их в качестве аргумента в сочинениях и ЕГЭ хоть и не запрещено, но пока опасно: одного проверяющего может убедить такой «современный пример», а другой – снизит баллы.

Вот, что говорит об этом Ляйсан Хутова, автор блога «Соточка по русскому»: «На самом ЕГЭ аргумент можно приводить любой, к примеру, ребята писали про блогеров и получали максимальный балл. Но вот с итоговым сочинением сложнее: рэп – это не литература, так что такие аргументы не засчитываются как литературные. Если в сочинении не будет другого подходящего примера, то работа получит “незачет”».

Кто знает, может, через несколько лет тексты Oxxxymiron’а спокойно разместятся на страницах КИМов, но пока что писать о них в сочинениях рискованно. 

А как считаете вы, можно ли рэп отнести к литературнму канону?



Комментировать

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое