На этот раз мы решили поговорить об одной из востребованных и популярных профессий - графический дизайнер. И споры о том, где же учиться на него, до сих пор не утихают: учиться в вузе или выбрать курсы? Вслед за ним еще одно разногласие - одни считают, что стать успешным дизайнером не трудно, а вот профессионалы придерживаются другой точки зрения. Так что, пора бы получше узнать об этой профессии.
Именно поэтому мы решили поговорить со студенткой 4-го курса РГУ им. А.Н.Косыгина Дарьей Мельцевой и графическим дизайнером Софьей Орловой.
Дарья Мельцева, студентка Софья Орлова, графический дизайнер
Изнутри №10: вся правда о профессии фармацевта
О зарплатах, трудностях и особенностях профессии узнали у студентки колледжа и опытного фармацевта
Читать далее
ПОЧЕМУ ВЫ РЕШИЛИ СТАТЬ ГРАФИЧЕСКИМ ДИЗАЙНЕРОМ?
Дарья Мельцева, студентка 4-го курса РГУ им. А.Н.Косыгина: «Сложно сказать, в какой именно момент ко мне пришло осознание «хочу быть графическим дизайнером». С самого детства я погружалась в эту сферу, иногда даже сама того не подозревая. Окончательно поступать на дизайнера я решила в 10 классе, в это же время начала подбирать университет и изучать профессию куда глубже, чем знала на тот момент.
Почему графический дизайн? Это некая совокупность технического решения большого круга задач и, конечно, творческая составляющая».
Софья Орлова, графический дизайнер: «Я выросла в семье художников, дизайнером была моя мама. Поэтому мысль также стать им – зрела в голове с детства. Но когда в 11 классе встал выбор куда идти, я долго металась среди разных направлений, но решила поступить в художественное училище, чтобы повысить навыки рисования - а проще было поступить на дизайн, чем на живописное отделение. Также, в один момент (6 лет назад) дизайн оказался тем единственным, что я умела, чем могла заработать деньги удаленно. При этом оказалось, что это и то, к чему лежит душа».
С КАКИМИ ТРУДНОСТЯМИ СТАЛКИВАЮТСЯ ГРАФИЧЕСКИЕ ДИЗАЙНЕРЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ ВЫПУСКНИКИ?
Дарья Мельцева: «Профессионалы в данной сфере делятся на фрилансеров и тех, кто работает в офисе, в большой команде. Думаю, обеим группам сейчас тяжело с трудоустройством, просто найти работу не так сложно, а вот отыскать действительно стоящие проекты со Справедливой оплатой уже тяжелее.
Конечно, важную роль играет и человеческий фактор, ведь графическому дизайнеру предстоит работать не только с людьми, погруженными в сферу, но и с заказчиками, абсолютно далекими от нее. Это тяжело, часто дизайнеру предстоит отстаивать свои взгляды, не каждый может с этим справиться».
Софья Орлова: «Думаю, в неполноценной подготовке перед работой. После обучения я практически не имела представления о работе: я могла рисовать, но оценить свою работу, понимать как общаться с клиентом – нет. Не было достаточных технических знаний в программах, в технологии печати... Все знания, что в данный момент есть – я получила уже в процессе работы.
При поиске работы сталкивалась с тем, что уже нужен опыт за плечами, как раз таки знание программ, наличие работ.
Еще одна проблема – демпинг.. Со стороны дизайнеров и клиентов. А он не только может сложить неверное представление о цене за услуги у человека, который только входит в эту сферу, ищет заказчика или же сам назначает цену за свою работу - из-за него падает качество самих услуг.
Большая конкуренция и перенаполненность предложениями от дизайнеров низкого, начального уровня. Поэтому важно искать себя в профессии, развиваться, искать свою «фишку», за которую и придут клиенты».
КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ НА ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНЕРА: В ВУЗ ИЛИ НА КУРСЫ?
Дарья Мельцева: «Конкретно графическому дизайну можно научиться самостоятельно, с помощью курсов, видео на ютьюбе или просто развивать свою насмотренность.
Однако, не хочу недооценивать обучение в университете: здесь мы участвуем в большом количестве проектов, которых сложно добиться самостоятельно. А еще учеба в вузе - это участие в выставках, множество знакомств и возможность познакомиться с профессионалами».
Софья Орлова: «У меня среднее-специальное образование в области дизайна, а высшее - в другой, и об обучении на курсах могу судить только со стороны. Мое образование дало мне основную художественную базу, т.е. понимание основ композиции, цвета, типографики. Это база, без которой нельзя.
Сейчас, к сожалению, много курсов-однодневок, которые только обещают горы денег за короткое время, на деле – увы, это далеко не так. И выбирать курс нужно очень тщательно.
Окончив вуз, придется восполнять пробелы в знаниях перед началом работы, а соотвественно: покупать какой-то курс (на опр. тему) или изучать что-то самостоятельно. И также при покупке курса – также придется не ограничиться им одним или самому приложить усилия на доп.обучение. Но при этом, вуз дает базу. Хороший курс же более узок и специфичен, он закрывает конкретные пробелы.
И все равно, самое главное после обучения: это работа, работа и еще раз работа. Хороший опыт дает работа в типографии. Дизайнеру (особенно который работает над дизайном полиграфии, упаковки) важно знать технологические моменты в печати для создания дизайн-проектов, чтобы их можно было беспроблемно воплотить в жизнь. Порой дизайнер создает красивый макет, а создать его – технически невозможно. Так как дизайнер оторван от реальности».
КАКИЕ ЛОЖНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ СЛОЖИЛИСЬ О ГРАФИЧЕСКИХ ДИЗАЙНЕРАХ?
Дарья Мельцева: «Самый главный звучит: «Они рисуют картинки и получают много денег». «Картинки», а лучше называть их иллюстрациями, это лишь малая часть того, чем занимаются графические дизайнеры, - да и то не все.
Графический дизайн — это огромный пласт работы, от разработки иллюстраций до вёрстки книг, сайтов или разработки приложений.
Да и про деньги тоже неправда, многие дизайнеры бы поспорили с этим стереотипом».
Софья Орлова: «Многие недооценивают нашу работу: «просто рисуешь картинки и много этим не заработаешь». Или же наоборот, думают, что графический дизайнер умеет делать абсолютно любой дизайн: «О, ты дизайнер? А нарисуй нам дизайн квартиры».
«Дизайнер – человек искусства, необязательный и прочее. Ему нужно вдохновение» и т.д. Хороший специалист не нуждается в «музе», так как знает, что вдохновение приходит во время работы. Отсюда еще одно ложное мнение: дизайнер равно художник. Это разные вещи. Должен ли он уметь рисовать? Нет, не должен. Конечно, этот навык может помочь в работе и карьере, но он - не основной.
«Войти в эту сферу – просто». Дизайнер - это не тот человек, что просто окончил пару курсов или даже скачал Фотошоп...
И, конечно же, «все, что есть в интернете – доступно для того, чтобы использовать в работе: шрифты, фото, картинки». При этом, многие не учитывают, что есть авторское право, лицензии. Дизайнер и эти моменты знает, и учитывает при работе, чтобы заказчику потом не прилетел иск».
КАК ВЫГЛЯДИТ ОБЫЧНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНЕРА?
Дарья Мельцева: «Я занимаюсь фрилансом, это чудесная возможность для создания гибкого графика — я могу устраивать себе перерыв в любой момент, могу работать в любое удобное для себя время (конечно, если это не вредит моей успеваемости).
Обычно рабочий день начинается в 10 часов утра и может продлиться весь день, зависит от моей вовлечённости в проект.
Но во фрилансе есть и свои минусы — соблазн переносить работу на выходные и на ночное время, так что появляется шанс работать по графику 7/0».
Софья Орлова: «Я работаю фрилансером, мой день – плавающий и свободный. Половину дня я занимаюсь рабочими проектами. В это входит: сама работа над заказами, общение с заказчиками, бумажная работа: составление договора, подписание, отправка. Порой график довольно ненормированный, особенно так было по началу. Например, помню период, когда работала без выходных и словила выгорание. Уже как 3 года, мой обычный рабочий день идет с 9 до 18 ч, с выходными субботой и воскресеньем».
СКОЛЬКО В СРЕДНЕМ ЗАРАБАТЫВАЕТ ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙНЕР?
Дарья Мельцева: «Это интересный вопрос, так как каждый дизайнер самостоятельно оценивает стоимость своей работы. Часто создаётся четкий прайс на те или иные услуги, в данном случае учитывается количество времени и сил, которые приходится тратить. Насколько я знаю, большинство моих знакомых (и я сама) сами определяют, сколько стоит час их работы, у кого-то это 500 рублей, у кого-то 5000. Здесь все зависит от опыта дизайнера, его клиентской базы».
Софья Орлова: «Доход зависит от вида деятельности (полиграфия, айдентика, упаковка, веб), от опыта и навыков (в том числе, смежных). Если говорить о фрилансе, то на нем твой доход ограничен лишь временем, трудолюбием и опытом, плюс ты сам себе назначаешь стоимость своих услуг (и периодически ее нужно пересчитывать, поднимать: когда много заказов и сложилась очередь, когда повысил свою компетенцию и уровень работ).
Новичок (имею ввиду после обучения с небольшим портфолио) вполне может заработать до 20 тысяч рублей. Опытные дизайнеры на фрилансе могут получать 100 тысяч и выше, и далеко за 200 тысяч, если открыть свою студию или делегировать задачи специалистам помладше. Кто-то берет на обучение других дизайнеров, и также получает дополнительный доход».
Совет студентам от Софьи Орловой
ЧЕГО В ПРОФЕССИИ ВЫ БОИТЕСЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО?
Дарья Мельцева: «Очень боюсь потерять себя в погоне за заказами. Хочется сохранить свой индивидуальный стиль, отстаивать его, а не подстраивать под тренды. Наверно, стоит отметить и конкуренцию в сфере дизайна. Как и многие, страшно не проявить себя, потеряться на фоне других, более опытных и популярных криэйторов».
Софья Орлова: «Раньше боялась остаться без клиентов: допустим, в 2020 году, в первой волне коронавируса, когда все замедлилось на пару месяцев и был застой. Но пока открываются новые бизнесы, дизайнеры нужны».
ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ УСПЕХ В ВАШЕЙ ПРОФЕССИИ?
Дарья Мельцева, студентка 4-го курса РГУ им. А.Н.Косыгина: «Успех зависит от клиентоориентированности, от личной насмотренности и, конечно, навыков.
Важно, несмотря на текущие тренды, сохранять свою индивидуальность, развивать личный бренд. Тогда все получится!»
Софья Орлова, графический дизайнер: «Он зависит от того, готов ли ты заявить о себе. Порой не самые талантливые дизайнеры достигают хороших финансовых показателей потому, что они могут выгодно себя преподнести - умение презентовать себя и свои услуги.
От качества сервиса, услуг: это залог сарафанного радио, заказов.
Важно развивать софт-навыки, смежные навыки (менеджмент, маркетинг, автроское право и прочие).
Важно следить за трендами, идти в ногу со временем, оставаться в рабочем тонусе».
Фото на обложке: Freepik.com
О зарплатах, навыках и особенностях профессии узнали у студентки РГУ им. А.Н.Косыгина и графического дизайнера