Недавно встретилась со знакомой. С выпускных экзаменов не виделись, и вот узнала - она прошла в вуз на журналиста. От радости и любопытства, охвативших меня, стала расспрашивать ее о поступлении в целом. И как оказалось позже, знакомая пробовалась еще и в театральный. Немного смутилась, спрашиваю: «Как же так получилось? Это же совершенно другая сфера». И она стала мне объяснять: целый год металась в раздумьях, а когда дело подошло к вступительным, все-таки решила попробоваться:
«При первом же выходе я проявила себя как робкая девушка, не готовая к большой сцене. Я вышла и ждала, пока преподаватели возьмут первое слово за собой, но время шло, а в аудитории стояла гулкая тишина. Наверное, я выглядела довольно глупо, смущенно улыбаясь и перебирая край платья холодными пальцами. А это, к слову, была моя первая ошибка - мало того, что я стеснялась своего же выхода, так еще смотрела куда-то в пол, словно меня должны были отчитать за очередную двойку (и только потом я узнала об одном полезном способе: если, от волнения, вам трудно глядеть в глаза комиссии, представьте, что над их головами висят облачка, и смотрите на них).
…Я все же взяла ситуацию в свои руки и начала выступление со стихотворения. Тут меня ждал еще один сюрприз: после каждой строфы комиссия то и дело меня останавливала. От этих пауз я запиналась чаще и чаще - меня это выводило из себя. «Почему меня останавливают, что я делаю не так?» - неустанно пульсировала мысль в голове. Волнение захлестнуло меня, я окончательно сбилась, и как итог - слезы. Жаль, что в ту секунду я не осознала, что такие “остановки” были всего-навсего проверкой на стрессоустойчивость…
Но меня не отпустили на место, а дали минуту, чтобы привести себя в порядок и продолжить….
…А на одном из туров я не смогла назвать имя-отчество Станиславского и Немировича-Данченко…»
А в конце она добавила: «Теперь мне ясно, что я плохо готовилась к поступлению, да и в целом, видимо, имела неверное представление об этой профессии. От всего этого, я изначально была уверена в своём провале».
На первый взгляд, этот рассказ - еще одна личная история о неудачном поступлении. Но, пообщавшись со студентами театральных училищ, я поняла, что такой опыт переживают многие из тех, кому так и не открылись двери в мир искусства. Видимо, отсюда - тысячи не поступивших ребят каждый год. «Так, какие же ошибки чаще всего совершают эти поступающие?» - спрашивала я учащихся театральных. И вот, к каким выводам они привели меня. Думается, это будет полезно знать тем, кто уже сейчас потихонечку готовится к поступлению в театральный, или же пока планирует.

Вслед за мечтаниями
К сожалению, из года в год большинство ребят хотят поступить в театральный потому, что знают: актеров непременно ждут успех, достаток и известность. Правда, потом эти же абитуриенты начинают понимать, что за успешностью таких актеров стоят бессонные ночи, постоянные репетиции, тяжелая учеба, бесконечные пробы у театральных и кино- режиссеров. Да и к тому же, далеко не все эти профессионалы получают баснословные деньги (о чем подробнее говорили здесь) . И выходит, что к 3-4 курсу половина либо отчисляется, либо подумывает о другой, более прибыльной и стабильной профессии: как говорят цифры, каждый пятый выпускник театральных не устраивается по специальности. Так например, поступил и мой знакомый, студент 4-го курса школы-студии МХАТ. Единственная мысль, которая преследовала его уже как несколько лет- это выпуститься и забыть о театре, как о страшном сне. А по началу он, как и многие, ориентировался не на свои желания и способности, а на заработки и популярность актеров. И если первые два курса он все еще тешил себя иллюзиями, то ближе к выпуску решил, что посвятит себя делу, не связанному с театром: теперь он обучается ювелирному бизнесу.
Так что, прежде чем решиться идти на вступительные, хорошенько подумай, взвесь все “за” и “против”, а после спроси себя: готов ли ты стать актером? И если готов, то не откладывай подготовку, о которой мы также расскажем ниже.
Легкое отношение к нелегкому конкурсу
Проверка на прочность
Игра в испорченный телефон
Что же меня будут спрашивать? А какие задания будут давать? Заранее на эти вопросы вам не сможет ответить даже представители комиссии. И несмотря на это, из года в год, абитуриенты пытаются раскрыть некую “систему” по которой мастера будут опрашивать. Конечно, в этом случае можно узнать, какие задания давались ребятам в другие дни приема, а то и года. Но, как правило, эти задания от мастеров и педагогов не повторяются просто потому, что каждый раз поступают новые лица с разными творческими программами. Так не лучше ли тогда заняться подготовкой: подобрать произведения, песню и танец, отрепетировать все, и не пару раз, а в течение года? Побольше узнавать об истории театра, интересоваться современными постановками, деятельностью выдающихся актеров и режиссеров. И подготовившись, как следует, уже будут не страшны вопросы и задания на вступительных.