На днях глава Минобрнауки Валерий Фальков
заявил, что
в скором времени вузы смогут принимать поступающих на инженерные специальности только по нескольким обязательным предметам: математике, информатике и физике. А вот результаты ЕГЭ по русскому языку учитывать как дополнительные. И все потому, считают в министерстве, что школьная физика стала меньше интересовать ребят.
Честно говоря, на фоне вдохновенных призывов оберегать и сохранять культуру русского языка новость об отмене ЕГЭ по главному школьному предмету выглядит довольно странно. Тем более, если учитывать, что на июньском форуме ректоров вузов Виктор Кокшаров (ректор УРФУ) высказал мнение: технари-естественники должны изучать предметы гуманитариев.
Так что если задуматься над качеством образования будущих специалистов, не то что поступающих, то уже возникают вопросы. И разобраться с ними помогли эксперты: Иван Родинов, инженер, с которым у нас уже выходил выпуск “Изнутри”. А также Любовь Олейникова, учительница физики.
Нужен русский инженерам или нет?
Мы привыкли считать, что технари по больше степени работают с цифрой. Отчасти это действительно так, но, как добавляет Иван, на практике инженеру приходится много работать с документами, как, например, ГОСТ или методика, Федеральный закон РФ или внутренний Приказ по организации, где он работает. И вот тут каждая запятая имеет свой вес:
В моей практике я сталкивался с ситуациями, когда даже одна запятая, поставленная не в соответствии с правилами русского языка, кардинально меняла смысл предложения (совсем как «казнить нельзя помиловать») вследствие чего смысл всего раздела, содержащего это предложение, терялся или мог быть воспринят неверно. А в нормативных документах важна именно однозначная трактовка информации всеми читающими – на то они и нормативные
Однако тексты нужно не только грамотно писать - в них еще подмечают детали, что, по словам эксперта, “развивает внимательность – бесценное качество для точных наук.” А еще инженеру необходимы такие качества, как логика и проницательность - вырабатывать и совершенствовать их помогает “знание синтаксических конструкций предложений, стихотворных форм, умения правильно поставить логическое ударение и многое другое”.
Наконец, в-четвертых этика общения с коллегами и деловая переписка с представителями иных организаций. Мы живем в мире переговоров и договоренностей, мы буквально погружены в них. Очень важно уметь донести свою мысль до слушателя. А еще мы живем в мире, где каждая секунда на счету. Поэтому нужно не только донести мысль, но и сделать это кратко и емко. Это качество приходит в том числе с пополнением словарного запаса. Инженеру без этого никуда, особенно в случае руководства научными проектами. Как он иначе объяснит, что именно придумал и почему нужно затратить ресурсы и воплотить в жизнь именно его проект?
Иван Родинов
Теперь с инженерами, в общем-то все понятно. А вот как быть с одним из опорных аргументов, причин, по которой хотят вычеркнуть русский из числа обязательных предметов?
А что со школьной физикой?
Ученики и правда не сильно увлечены наукой о природе. Но, как добавила Любовь Олейникова, здесь наметилась еще одна новая тенденция: чем ближе к старшим классам, тем заметнее у ребят падает интерес.
Одной из причин этого снижения я вижу в том, что запланированное время на изучение физики в школе сокращается. А еще в том, что возникла нехватка специалистов «с инженерным мышлением». В школах не хватает физиков – мужчин
Любовь Олейникова, учитель физики
Как же тогда увлечь ребят физикой? Министры пока нашли выход в том, чтобы убрать ЕГЭ по русскому языку из числа обязательных. А вот учитель физики полагает, что нужно развивать в школьниках это самое стремление изучать предмет. В этом могут помочь интересные форматы уроков. Например, вместо равнодушного пролистывания страниц параграфов - работа в команде вместе с учителем.
Большим подспорьем сейчас является открытие в школах центров «Точка роста». Именно на базе этих центров идет развития познавательного интереса к физике, организация экспериментально-исследовательскую деятельность учащихся, выполнения заданий по конструированию приборов и моделей при изучении физики.
Разбираемся, почему обязательный ЕГЭ хотят убрать из списка, и при чем тут школьная физика