Cодержание
Все ЕГЭ уже позади, и сейчас для выпускников особенно остро стоит вопрос о будущем: как выбирать, на что ориентироваться, а главное – как не наделать ошибок. Как раз об этом мы и пообщались с руководителем рабочей группы «Подростки России» Общественного совета при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, директором Центра прикладной социологии СПбГУ и научным руководителем Социологической клиники СПбГУ Майей Михайловной Русаковой.
С трудностями, связанными с дальнейшим самоопределением, сталкиваются 41% подростков: они затрудняются назвать какие-то конкретные планы, связанные с их будущим.

– Чаще всего это происходит как раз из-за плохой осведомлённости школьников: не все даже в одиннадцатом классе понимают, что именно представляет из себя та или иная профессия.
Чтобы лучше в этом разобраться, я могу предложить 3 лайфхака.

– Нужно понять, что не всегда карьерная траектория выглядит как постоянное движение вверх по одной дороге: можно сворачивать на другие тропинки, пробовать себя в разных сферах и набираться опыта. Если ты выбрал ту или иную специальность, начал её осваивать и вдруг понял, что она тебе не подходит – это нормально. Если ты горишь профессией, но понимаешь, что тебя не устраивает вуз – это тоже нормально. Не нужно отчаиваться, если вдруг в середине пути понял, что что-то не так. Это не конец света. Существуют программы перевода на другие специальности или в другие вузы, возможность посещать различные курсы вольным слушателем или выбирать программу «двух дипломов».
Это раньше все необходимые умения будущий специалист получал в одном учебном заведении. Сейчас набор компетенций осуществляется на разных уровнях обучения.
Приведу пример: вы можете закончить бакалавриат в институте химии и понять, что дальше хотите развиваться как управленец. Тогда вы можете пойти на магистратуру, к примеру, в Высшую школу менеджмента, и стать специалистом с уникальным набором компетенций: работать в химической промышленности на управленческих позициях.
– Тогда и выбор вакансий будет шире?
– Скорее всего. Но здесь уже выпускников может тормозить новая тенденция - мысль, что работа должна приносить
только удовольствие. Но не нужно строить ожиданий, что вы будете наслаждаться своей работой каждую секунду. В любой деятельности встречаются и рутина, и провалы, и конфликты. Все это - нормальная часть нашей жизни, и к этому нужно тоже быть готовым. Но если вы получаете удовольствие от темы, которой вы занимаетесь, от общения с людьми, с которыми вы работаете, и от результатов, которых достигаете – вы сделали верный выбор.
Не всегда получается быть именно тем, кем хочешь, по разным причинам. Например, если ты очень сильно любишь футбол, но по состоянию здоровья не можешь в него играть и стать профессиональным футболистом, можно рассмотреть смежные специальности. Например, стать футбольным судьей, спортивным комментатором, и остаться вместе с той темой, которой ты горишь.
– Я не очень доверяю цифрам без контекста. Мне кажется, сейчас таких людей становится меньше. Они с большей ответственностью относятся к выбору профессий и к тому, чтобы в ней остаться.
Отвечая на ваш вопрос, вернусь к своей мысли про различные карьерные траектории. Дело в том, что в разных профессиях разный старт: в некоторых он медленный, нужно получить необходимый уровень образования, набраться опыта, а где-то ты можешь быстро продвигаться по своей карьере и сразу много зарабатывать. Это тоже важно понимать и учитывать.
Скажем, вы хотите получать 100 тысяч, но работодатель предлагает такую сумму только людям с опытом работы от трех лет. После института вам придется поработать за деньги поменьше, чтобы получить необходимый стаж. Не все и сразу!

– И какое для них решение?
- Например, у нас на факультете социологии в СПбГУ для студентов-первокурсников проводится ознакомительная практика. Мы приглашаем на лекции людей из разных сфер деятельности, где нужны социологи – они рассказывают студентам, как выглядит работа в той или иной отрасли, какие компетенции нужны, чтобы работать в ней социологу, какие условия труда в этих кампаниях. Первокурсники узнают, что в их специальности существуют карьерные траектории, пробуют «примерять» их к себе, представлять, как будет выглядеть их профессиональное будущее.
Конечно, для многих эта информация становится поворотной точкой, которая заставляет переосмыслить свое видение профессии. Но на мой взгляд, такая конкретная информация о работе должна даваться как можно раньше – чтобы человек понимал, куда ему двигаться, на какой режим настраиваться.
Также наши студенты с первого курса могут принимать участие в реальных исследовательских проектах в рамках Социологической клиники прикладных исследований СПбГУ. Это позволяет погрузиться в профессию, попробовать себя в различных ролях и понять, какая из них им ближе всего.
– А если, например, провести подобную практику со школьниками в одиннадцатом классе, которые вообще не знают, кем хотят быть, это как-то им поможет?
– Думаю, да. Тем более что им важно познакомиться с как можно большим количеством специальностей, не погружаясь в детали каждой из них. Главное – чтобы была личная инициатива подростков.
Я часто говорю своим первокурсникам: профориентация – это разговор с собой. Информацию о специальностях, которую вы получили в профориентационных мероприятиях, в разговорах с родителями и преподавателями, прочитали где-то самостоятельно, нужно приложить к себе и понять, что вам ближе и в чем вы хотите развиваться дальше. Не нужно ждать, что кто-то выстроит карьерную траекторию за вас: родители, преподаватели, коучи… Это решение должно быть вашим.
Ну и конечно, важно ещё в школе сформировать жизнестойкость – качество, которое позволит преодолевать трудности сейчас и в будущем.
И, на самом деле, в этом здорово помогает летняя занятость – она отрезвляет, помогает понять цену деньгам. В общем, чтобы стать успешным, нужно работать и учиться. Здесь нет никаких особых секретов
– Некоторые ребята идут учиться на «модные» специальности – туда же, куда и большинство. Например, несколько лет назад все шли на юристов и экономистов. Позже юристов и экономистов оказалось в избытке – спрос упал, снизилась зарплата. Сейчас эта история не повторяется с программистами?
– Наверное, нет. Сейчас мы идём в цифровое общество семимильными шагами – поэтому, даже если ты не устроишься работать программистом, твои навыки пригодятся в другой сфере. Ты сможешь провести цифровизацию абсолютно любого предприятия.
Даже в случае с юристами и экономистами всё зависело от личностных качеств. Скорее всего, невостребованными оказались те, кто ничего так и не смог взять от обучения, относился к нему посредственно. И, естественно, такое отношение передалось и на работу. А вообще, юриспруденция – хорошее базовое образование, с которым потом можно пойти почти в любую сферу. Так что тут вопрос, скорее, не о «моде», а о твоих личных качествах. Ты должен понимать, что жизнь – в твоих руках, а не просто плыть по течению.
– И всё же, какие советы вы можете дать школьникам при выборе профессии? На что им лучше ориентироваться?
– Сейчас появилось много возможностей для профориентации, даже онлайн. Например, у меня младший ребёнок занимается верховой ездой, и уже сейчас – в 14 лет – получает два образования, связанных с лошадьми на специальных курсах, которые сам для себя нашёл. Так что совет прост: прислушиваться к себе и искать то, что тебе нужно. А дальше уже нарабатывать навыки для будущей работы.
И не стоит перекладывать эту ответственность на кого-то другого: на школу, вуз или родителей. Да, все они, конечно, активно предлагают свою помощь, но в первую очередь, ты сам должен понять, то, что тебе нравится, и как из этого можно сделать будущую карьеру.