Мы уже развеяли основные мифы о работе журналиста и рассказали о том, как проходит учёба на журфаке. Третья часть спецпроекта «ПУ» посвящена отзывам студентов и выпускников разных факультетов журналистики страны. Что полезного им дал университет? Где они сейчас работают? И поменяли бы они своё решение поступать на журфак, если бы была возможность вернуться в прошлое?
Университет даст тебе ровно столько, сколько ты захочешь от него взять
«На факультет журналистики я решила поступать в одиннадцатом классе. Мне казалось, что эта профессия исключит вероятность того, что я проведу свою жизнь в душном офисе, перекладывая документацию с места на место. Я хотела свободы самовыражения, интересных знакомств и новых возможностей.
На первом курсе довольно сложно оценить учебную программу, ведь сейчас в ней много базовых предметов: экология, экономика, логика. Ещё здесь нужно много читать. Околожурналистской работой мы тоже занимаемся: пишем новостные заметки, верстаем и осваиваем фотошоп, изучаем правовые и этические нормы журналистики.
Самое прекрасное и ценное здесь – преподаватели. Такой концентрацией умных и любящих своё дело людей может похвастаться не каждый факультет! Журфак МГУ открывает перед студентами тысячи до этого закрытых дверей. К примеру, каждый желающий может записаться на мастерские от ведущих СМИ нашей страны или получить аккредитацию для прохода на разные мероприятия.
Журфак
учит хвататься за каждую подвернувшуюся возможность и помнить, что «университет
даст тебе ровно столько, сколько ты захочешь от него взять» (со слов нашего
преподавателя Григория Владимировича Прутцкова)».
– Надежда К., Московский государственный университет, 1 курс
Я не знала, что такое журналистика, просто представляла, как сижу в телеке
«Я решила поступать на факультет журналистики, потому что профессия казалась интересной, а ещё потому что меня наталкивала на эту мысль журналист местного телеканала и вдохновляла Ирада Зейналова. Я не знала, что такое журналистика, просто представляла, как сижу в телеке.
Сначала приятных неожиданностей было очень много – учёба в университете разительно отличается от школы, тебе рассказывают столько всего нового, и если ты любишь получать знания, будешь в восторге. Но после первой сессии это наскучивает, и ты уже просто ходишь на пары на автомате. Сейчас понимаю, что мне надо было идти на биолога. Почему-то чувствую к этому куда больше тяги, чем к журналистике. Но решать надо было в 8-9 классе, а тогда профориентационные тесты показывали расположенность к гуманитарным профессиям.
Сейчас я работаю в редакции небольшого журнала, опыт понравился, но по поводу дальнейшей работы в журналистике – рассматриваю для себя вариант разве что научпопа. Если не удастся в него попасть, буду зарабатывать деньги каким-нибудь копирайтингом. Вести аккаунт бренда было бы тоже интересно».
– анонимно, Санкт-Петербургский государственный университет, выпускница 2014 года
Я не подозревала, что журналистика так связана с политикой
«Если бы у меня была возможность выбрать другой факультет, то… я бы всё равно поступила на журфак. Во-первых, он дал мне знания, расширил кругозор, научил мыслить. Во-вторых, учёба подарила мне четыре года счастливого студенчества. Наконец, журналистика – это то, чем мне действительно нравится заниматься.
Конечно, в школе я неправильно представляла себе эту профессию. Тогда я не подозревала, что журналистика так связана с политикой. Вообще многие шаблоны в голове разорвались, и связано это было, прежде всего, с тем, что я много чего не понимала в жизни.
Сейчас мы с командой издаём свой детский литературный журнал, а ещё я занимаюсь продвижением одного крупного бренда в Краснодаре. И всему этому меня научил мой факультет».
– Аня М., Кубанский государственный университет, 4 курс
Медиатехнологии меняются с бешеной скоростью, а твой вуз просто не успевает аккумулировать эти изменения
«Журналистикой я занимаюсь с 6 класса. Сначала это был способ выйти из зоны комфорта. Я боялась подходить к незнакомому человеку, брать интервью, быть в кадре. Теперь не боюсь.
Со временем я поняла социально-значимую составляющую журналистики. Это не просто ремесло, это обеспечение конституционного права каждого гражданина на информацию. Именно от твоей работы зависит, как население будет думать, в чём сомневаться. Ты – непосредственная связь между властью и обществом, и твоя задача – обнародовать проблемы, чтобы за твоими действиями последовали изменения. Конечно, чтобы выполнять эту задачу, необходимы профессиональные навыки. Их я могла получить именно на профильном факультете, куда я и поступала.
Представления о журфаке были абстрактными. Принципиальным для меня тогда было поступление именно в столичный вуз. Мне не хотелось пересесть с одной парты за другую буквально через дорогу. Я думала, что именно в столице мне дадут больше профессиональных знаний и навыков. Главное, чего я ждала – все предметы будут нужными в моей профессии, в отличие от какой-нибудь биологии или химии.
Ожидания с реальностью не совпали. СПбГУ даёт академическое образование, базу. Но о какой базе может идти речь, когда медиатехнологии меняются с бешеной скоростью, а твой вуз просто не успевает аккумулировать эти изменения и учит тому, что уже давно не используется в редакциях реальных СМИ. На журфаке очень много теории, а практики – практически ноль. Хотя именно от неё зависит, как скоро ты соберёшь портфолио, составишь солидное резюме и найдёшь достойно оплачиваемую работу.
Кстати, о работе. В нашей профессии нельзя закончить вуз и только потом начать работать. Это нужно делать уже с первого курса. Немногие преподаватели могут это понять и строго следят за посещаемостью, карая за прогулы на сессии. Как им объяснить, что ты больше не хочешь сидеть на шее у родителей и хочешь зарабатывать деньги?
Большинство студентов, к сожалению, не обладают такими амбициями. В лучшем случае они работают в редакциях средней руки, в худшем – не работают вообще и рассчитывают на выгодный брак. Но есть те, за которыми хочется следить, брать с них пример и сотрудничать. Есть и преподаватели, которые учат многому. Им я благодарна. К сожалению, пересчитать их хватит пальцев одной руки».
– Дарья Г., Санкт-Петербургский государственный университет, 3 курс
Всё было интересно, но почти все навыки мы получали сами
«Я не видела никакого другого пути, кроме как поступать на факультет журналистики, потому что очень любила литературу. А ещё меня терзала жажда славы, куда же без неё. Я надеялась, что я буду путешествовать по миру и вести свою колонку в журнале про психологию.
Что могу сказать после выпуска – всё было достаточно интересно, но почти все навыки мы получали сами. Конечно же, меня посещала фрустрация, и я думала, зачем я вообще здесь. Но в итоге остались только приятные воспоминания.
Сейчас я учусь на магистратуре в своём вузе на факультете психологии и работаю психологом. Но о том, что отучилась на журфаке, я не жалею. Всё должно было произойти вовремя».
– Надежда Г., Саратовский государственный университет, выпускница 2018 года
Журналистское образование – одно из самых бесполезных, если тебе нужны знания, и одно из самых полезных, если тебе нужны знакомства
«Журфак – самое сбалансированное образование: здесь есть и история, и английский, и литература, и теория коммуникации. Но поступила сюда не из-за этого. И даже не потому, что хотела торговать лицом или голосом, как многие мои однокурсницы. Я просто хотела, чтобы у меня была веселая студенческая жизнь и не было хлопот.
Думаю, журналистское образование – одно из самых бесполезных, если тебе нужны знания, и одно из самых полезных, если тебе нужны знакомства.
Сейчас я занимаюсь вёрсткой и графическом дизайном в небольшом петербургском журнале. В идеале – я бы хотела уйти в творческую сферу, стать отшельником и рисовать».
– Мария Ж., Санкт-Петербургский государственный университет, 1 курс
Пять лет образования надолго отбили у меня желание учиться в классических учебных заведениях
«С 12 лет я знала, что буду журналистом. Но тогда меня не посетила мысль, что журналистом можно работать и без профильного образования. Поэтому я пошла на журфак.Большинство отраслевых знаний я приобрела ещё будучи
школьницей благодаря курсам журналистики и форумам, поэтому первые три года учёба
давалась легко. Профильных и практических пар было немного – это, конечно,
огорчало. Последние пару лет обучения были неприятности из-за курсов от непрофильного
преподавателя, который отнимал много времени, сил и нервов. Но это, пожалуй,
лучший опыт, потому что такой школы стрессоустойчивости, поиска информации и
коммуникации не было ни у кого из моих знакомых.
Журфак подарил мне
друзей и научил расставлять приоритеты. Не знаю, нужно ли было мне пойти другой
дорогой или нет – я не привыкла мыслить категорией «если бы». Одно могу сказать
точно – пять лет моего образования надолго отбили у меня желание учиться в
классических учебных заведениях. Я трижды поступала на магистратуру в Москву,
но в итоге отказывалась, потому что не могла представить, как два года снова
будет «всё это». Потому что прекрасно известно, что даже в самом прогрессивном
вузе всегда есть бюрократия, свои негласные правила и свои преподаватели,
которые считают, что их предмет самый важный.
Сейчас я руковожу
своим маркетинговым объединением. Это PR, SMM, копирайтинг, дизайн и прочие
смежные направления. И никто из моих сотрудников не обучался этим направлениям
в университете».
– Дарина А., Балтийский федеральный университет им. Канта, выпуск 2015 года
Я есть результат моих прошлых ошибок
«В школе я точно не знала, чем хочу заниматься. Мне нравились
рисование и дизайн, но у меня не было ни базы академического рисунка, ни пары
лет дизайнерского колледжа за плечами. Я понимала, что не смогу сдать
творческий конкурс в Мухинское училище. Помимо рисования мне нравилась
литература и русский язык. Как и многие, я хорошо писала сочинения и выигрывала
олимпиады. «Если ты умеешь писать тексты, то ты прирождённый журналист». Да уж.
Сейчас понимаю, что школьные сочинения не имеют ничего общего с новостными
хрониками и репортажами. Однако я записалась на подготовительные курсы в СПбГУ
и начала готовится к ЕГЭ по русскому языку и литературе. Спустя полтора года я
уже была студенткой журфака.
В универе мы больше занимаемся научной работой: анализом теории, разными
исследованиями, курсовыми, докладами. Это неправильно, ведь журналист –
профессия практическая. Не совсем понимаю, как курсовая работа по истории
журналистики поможет нам стать мастерами пера. Мне нравятся практические предметы,
где нам дают реальные знания и где мы получаем опыт. Это пары по графическому
дизайну, фотографии и верстке. Именно они дают мне шанс связать будущую
профессию с заветным визуальным творчеством.
Я есть результат моих прошлых ошибок. Может быть, мое мировоззрение сегодня
напрямую связано с тем, что я когда-то поступила на журфак и отучилась здесь
три года? Да, иногда я корю себя за слабость и трусость. За то, что не пошла
после школы на курсы по рисованию и не попробовала поступить в художественный
вуз. Кто знает, как сложилась бы моя жизнь сейчас? Я люблю преподавателей в
своём университете, люблю своих друзей и жизнь, которая у меня есть. Как я могу
сожалеть о поступлении на журфак?»
–
Александра К., Санкт-Петербургский государственный университет, 3 курс